На заседании правительства президент страны Касым-Жомарт Токаев поручил внедрить культуру потребления питьевой воды. Что поможет повысить культуру водопотребления жителей страны? Ответить на этот вопросы мы попросили Булата Касымова — руководителя рабочей группы по вопросам водоснабжения и водоотведения при ОЮЛ «Ассоциация экологических организаций Казахстана», передает ИА «NewTimes.kz».
Эксперт считает: если ограничиться только попыткой внедрить культуру потребления и не обеспечить при этом работу законов и действия нормативов, существенных результатов добиться будет невозможно.
«Как всем известно, больше половины от общего водопотребления в стране относится к сельскому хозяйству, где по оценкам экспертов более 50% водопотерь от использования старых низкоэффективных технологий водопользования. Качественной программы водосбережения в сельском хозяйстве нет», — отметил Булат Касымов.
В экологии есть такое понятие, как водный стресс. К каким последствиям, исходя из мирового опыта, может привести высокий уровень этого показателя?
«Водный стресс в последние годы испытывают на себе как раз-таки фермеры южных областей Казахстана. С каждым годом проблема вододефицита в Казахстане будет только нарастать, а это удар, прежде всего, по продовольственной безопасности страны. Нам нужно в этом плане прекратить уповать на Кыргызстан, а взять ответственность в свои руки, активнее внедрять инновации и новые технологии водопользования в сельском хозяйстве», — считает эксперт.
Мы попросили его назвать страны, где эффективно решают вопрос нехватки питьевой воды, и опыт которых мог бы стать положительным для Казахстана.
«Австралия и Израиль, особенно Израиль, где изначально позиции по воде были хуже чем у нас. Чиновники этих стран, ответственные за водную отрасль, проявили волю, пригласили лучших специалистов в этой сфере, разработали и внедрили эффективные программы водосбережения, обеспечив при этом прозрачность процесса, как принятия, так и реализации отраслевых решений, снизив вероятность коррупции и некомпетентных действий до нуля. И, как результат, сегодня Израиль экспортирует сельскохозяйственную продукцию во многие страны мира», — рассказал руководитель рабочей группы по вопросам водоснабжения и водоотведения при Ассоциации экологических организаций Казахстана.
Как можно оценить темпы внедрения водосберегающих технологий в Казахстане? Что мешает этому процессу? И что, наоборот, должно помочь? Эти вопросы мы также задали Булату Касымову.
«Можно дать отрицательную оценку реализации практически всех программ по воде. Я объездил практически весь Казахстан, побывал на многих объектах водоснабжения и водоотведения. Большинство из них не работают, а ведь они построены уже в годы независимости. Более подробную информацию по проблемным объектам с конкретными примерами можно найти на сайте efid.kz. Для меня лично уже очевидно, что водный вопрос в Казахстане решить невозможно без постоянно действующего общественного контроля ( с привлечением отраслевых специалистов) над процессами как принятия, так и реализации государственных решений в водных отраслях. Начиная от объектов подготовки питьевой воды или очистки сточных или поверхностных вод, до гидротехнических и мелиоративных сооружений и др. Всему виной — высокие коррупционные риски на всех стадиях реализации проектов — от проектирования и прохождения госэкспертизы до строительства и эксплуатации. Отсюда и нехватка специалистов. Сегодня в Казахстане их можно сосчитать по пальцам, как космонавтов. У рынка нет даже стимула готовить таких специалистов, не говоря уже о том, чтобы достойно платить им. Зачем платить высококомпетентным экспертам, если можно построить объект как попало и спроса за это не будет?» — резюмировал эксперт.
По его мнению, если обеспечить надлежащий системный общественный контроль, то при определенных усилиях можно добиться успеха в решении накопившихся проблем водных отраслей.