пятница, 22 ноября 2024 г.
icon
495.2
icon
522.34
icon
4.94
Алматы:
icon
4oC
Астана:
icon
-1oC
×

Развивающий мультфильм о животных сняла педагог с учениками в Кызылорде

Айнур Даубаева придумала и создала необычный проект для детей с нарушением речи. Вместе с учениками начальных классов она сняла мультфильм «Ақылды балапан». Ребята вырезали персонажей, фотографировали каждый кадр их приключений на фото и озвучивали героев истории. Подробнее о проекте, а также работе с детьми с задержкой развития речи Айнур Даубаева рассказала ИА «NewTimes.kz».

Фото из личного архива Айнур Даубаевой
Фото из личного архива Айнур Даубаевой

Айнур Даубаева — педагог с 21-летним стажем, из них почти 18 лет работает логопедом. Она преподает в специальной коррекционной школе-интернате № 7 города Кызылорды, где обучаются дети с задержкой развития речи. 

«Идея проекта состояла в том, чтобы помочь развитию речи с помощью мультипликации. Все дети любят мультфильмы. Но смотреть — одно, а создавать его — другое. В нашем случае творческий процесс очень увлек детей. Мы с ребятами вырезали из фетра персонажей, различные элементы, затем передвигали и фотографировали каждый кадр. Это был кропотливый и огромный труд. Когда мы уже создали мультфильм, дети озвучили персонажей. В этом состояла изюминка проекта. Обычно персонажи мультипликаций говорят голосами взрослых, а здесь дети. Во время подготовки мультфильма мы выполняли несколько задач: ставили автоматизацию звука ( закрепление правильного произношения звука в речи — прим.), пополняли словарный запас, учились вырабатывать связную речь, дикцию, работали с интонацией, активизировали познавательную и творческую деятельность», — рассказала Айнур Даубаева.

В основе сюжета мультфильма история о цыпленке, который в поиске мамы встречает на пути разных животных. Они рассказывают о себе — чем питаются, где обитают. 

«Таким образом, происходит процесс познания и в то же время обогащения словарного запаса. Когда мы начали делать первые кадры и персонажи стали двигаться с помощью анимации, дети очень вдохновились. Они старались тщательно озвучивать героев, правильно произносить звуки — с нужной интонацией и артикуляцией», — отметила педагог-логопед. По ее словам, развивать речь ребенка нужно стараться с раннего детства. «Ко мне часто приходят родители 2-3-летних детей, которые еще не разговаривают. Вроде в первый год жизни ребенок начал говорить, произносил до 10 слов, а после пользования телефоном перестал. Мы должны понимать, что когда дети смотрят что-то по телефону или телевизору, имеет место монолог и вторая сторона — ребенок в нем не участвует. Он понимает, но не говорит, а ему нужен диалог. Поэтому родителям следует больше общаться с детьми», — посоветовала Айнур Даубаева.

Другой важный момент для развития речи — давать детям несложные задания и объяснять их смысл. Например: «Сходи в соседнюю комнату и принеси книгу». А также приучить ребенка называть вещи своими именами, а не обозначать при помощи звуков.

«Родители могут понять, о каком предмете идет речь, когда ребенок называет их отдельными звуками, но нужно настаивать, чтобы он произнес то, что хочет, назвал слово. Необходимо приучать ребенка к легкой физической активности: убрать за собой игрушки, взять книгу со стола и пр. Также нужно больше читать детям, развивать слуховое восприятие, рассказывать сказки, просить, чтобы они рассказали, о чем идет речь. Когда дети слышат информацию на слух, у них развивается воображение, память, в этом процессе он может добавить что-то свое. Показывайте детям картинки, терпеливо объясняйте, задавайте вопросы», — сказала педагог-логопед.

Она отметила, что по общепринятой статистике в год ребенок должен говорить до 10 простых слов — «Мама», «дай», «бери» и т.д. К двум годам произносить около 200 слов, а к трем — три тысячи. Именно в трехлетнем возрасте ребенок должен осознавать себя как личность. 

«Правильному произношению звуков нужно учить до школы, лучше с 3-4 лет. В этом возрасте дети все впитывают как губка. Когда они становятся постарше, «переучить» неправильное произношение тяжело. Один из главных советов, помимо активного общения с ребенком, таков: не давайте ему телефон. Нужно соблюдать меру и с просмотром мультфильмов по телевизору. В одном случае это маленький экран, а во втором большой. Какая разница? Ко мне на обучение привели девочку, которая с утра до вечера, пока родители были на работе, смотрела телевизор. Дома она находилась с няней. У нее были домашние дела. Два месяца ушло на то, чтобы девочка просто начала повторять слова. Главное — запустить речь. Сейчас все нормально, она хорошо разговаривает», — рассказала Айнур Даубаева.

Специалист отмечает, что в самом начале запуска речи у ребенка нужно учить его звукам по подражанию. Например, собака — аф-аф, кошка — мяу, гусь — га-га-га и т.д. После этого запас пополняется простыми односложными словами: мама, папа, дай, бери и пр. 

«Я преподаю в казахских классах. Нужно начинать со слов, простых в произношении — ата, апа, аже, ет, май, сүт. Затем к существительным добавляем глаголы — «Мама, бер». Так ребенок учится составлять простые предложения. Дальше добавляются прилагательные, числительные, предлоги, сочетание существительного с предлогом. Если ребенок не начнет вовремя правильно говорить, у него не будет развито внимание, память, зрительное и слуховое восприятие информации. Он будет плохо читать и писать, так как все это взаимосвязано между собой. Также следует обращать внимание на то, чтобы ребенок должен различать цвета, уметь сосчитать предметы», — добавила педагог-логопед.

Она рассказала, как активность ребенка влияет на развитие речи. 

«Общая моторика — это общие движение, мелкая — когда задействованы пальцы рук, трехпальцевый захват. Оба вида активности связаны с активизацией речи, с мозгом. Если моторика развита, ребенок хорошо разговаривает. Причины задержки речи не только в гаджетах. Важно, как протекает беременность, начиная от планирования. Будущими мамам следует сначала поправить свое здоровье, правильно питаться, принимать витамины, беречься от стресса. В этом вопросе важны все пункты», — резюмировала Айнур Даубаева.

Что думаете об этом?
Нравится 4
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0