Самолеты санавиации Казахстана заправляют автомобильным бензином, заявил депутат мажилиса, член фракции AMANAT Нартай Сарсенгалиев, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на Liter.kz.
По мнению депутата, нашей скорой помощи самой нужна скорая помощь. Он привел в пример инцидент в Костанайской области, когда самолет санавиации перевернулся при попытке посадки на воду.
«Люди боятся, что смерть придет не от болезни, а при взлете санавиацией. У самолета Ан-2, неудачно приземлившегося в Костанае, обнаружилась неисправность. При проверке выяснились шокирующие вещи. 11 происшествий в сети санитарной авиации произошло с 2019 по 2023 год. Зарегистрировано пять авиационных происшествий. Половина из них принадлежит самолетам АН-2», — отметил Сарсенгалиев.
В прошлом году на санитарную авиацию потрачено 11,9 млрд тенге. Однако, по словам депутата, практически все самолеты санавиации ветхие. К тому же технику заправляют не горючим, предназначенным для самолетов, а автомобильным бензином.
«Прежде всего, Ан-2, используемый в авиации Казахстана, — это самолет, выпускавшийся еще в советское время, то есть с 1947 года. Як-40 — авиатранспортный самолет выпуска 1966-1981 годов. Вдумайтесь, на санитарных рейсах страны, где все природные богатства находятся под ногами, летают самолеты со средним сроком службы более 40 лет. Самое страшное, что казахстанские самолеты Ан-2 летают на бензине АИ-95. Подумайте об этом, мы стали страной, которая наполняет воздух топливом автомобиля на земле. После этого никого не удивишь авариями в санитарной авиации», — сказал он.
Депутат отметил, что половина авиакатастроф в Казахстане происходит из-за старых самолетов.
«Все это указано в отчете высшей аудиторской палаты. В 2023 году национальный координационный центр экстренной медицины подписал соглашение с 11 авиакомпаниями для быстрого доступа к удаленным пациентам. Но в последнее время 70 процентов полетов за четыре года были выполнены самолетами Ан-2 и Як-40. Помощь приходит слишком поздно, даже если старый самолет долетает до земляка, находящегося в отдаленном районе. Все потому, что Ан-2 летает на 1-1,5 часа дольше, чем другие летательные аппараты мира. Например, туда, где Ан-2 может добраться за 4 часа, вертолет ЕС-145, находящийся в эксплуатации более 10 лет, может долететь за 2,5 часа», — негодует он.
Несмотря на это, тариф на старые самолеты растет с каждым годом. Например, в 2015 году стоимость полета Ан-2 за час составила 219 250 тенге, а в прошлом году — 328 тысяч тенге.
«Специалисты медицинской сферы сознательно не едут к больным людям на старом самолете, на котором опасно взлетать, из-за порядка выбора самого дешевого тарифа в предлагаемом варианте. В прошлом году санитарные самолеты вылетели 2323 раза, что показывает, насколько популярна эта услуга в Казахстане. Даже сейчас не все наши граждане, нуждающиеся в санитарной авиации, получают одинаковую помощь», — подметил мажилисмен.
Депутат рекомендует решить проблему отрасли следующими способами: