18 июня в Киеве было совершено покушение на казахстанского журналиста Айдоса Садыкова. По данным национальной полиции Украины, к припаркованному на улице Ярмолы авто, в котором находился муж с женой, подошел неизвестный и выстрелил в мужчину, после чего скрылся. Пострадавшая сторона выдвигала версии о том, что данное покушение является заказом со стороны руководства Казахстана. Почему данная версия является бессмысленной, рассуждали казахстанские эксперты.
На YouTube-канале Arman Abdolla вышло интервью с политологом Исламом Кураевым, посвященное геополитическим аспектам, внешней политике Казахстана. Одной из тем обсуждения стало покушение на оппозиционного деятеля Айдоса Садыкова в Киеве.
Гость программы считает всю ситуацию «довольно странной». Во-первых, украинские спецслужбы буквально за два дня нашли виновных, полностью раскрыли преступление, развязали весь клубок вопросов. По его словам, невозможно за такой короткий промежуток времени качественно провести расследование.
Во-вторых, он задается вопросом: как исполнитель преступления пересек госграницу Украины? Ведь она сейчас из-за военных действий не контролируется центральными властями. Этот человек, по словам политолога, мог приехать из России или любой другой страны.
Третий вопрос, почему не впустили посла Казахстана Дархана Калетаева в больничную палату к Айдосу Садыкову.
Ислам Кураев в целом отмечает, что очень много вопросов по покушению, на которые у следствия нет четких ответов. Эксперт полагает, что произошедшее выгодно для многих, чтобы втянуть Казахстан в конфликт интересов Запада и России.
Политолог добавил, что случившееся – плохой знак для журналистов, ведь они понимают, что их жизни могут быть под угрозой.
Ранее политолог Газиз Абишев отметил, что подобные диверсионные операции на территории другой страны — враждебный шаг, грубое нарушение международных этических норм, за соблюдением которых Казахстан пристально следит. Ущерб от таких действий намного больше, чем иллюзорная выгода от покушения.
Бывший кандидат в депутаты мажилиса Акбопе Абылкасымова и вовсе усомнилась в подлинности случившегося.
«Вы заметили, что нигде нет ни видео, ни фото раненого Садыкова, хотя рядом была жена, журналист, которая вызвала «скорую» и первой сообщила о покушении? Однако ни одного видео и фото не выложила. Я вообще сомневаюсь: а было ли покушение или это инсценировка? Убийца стрелял в упор, со слов Садыковой, когда стреляют в упор, в голову, то есть хотят убить, убивают, а не ранят тяжело. Когда некоторые инфлюенсеры, действующие у нас, пытаются связать это убийство с нашей властью, якобы из-за ролика, выпущенного вчера, где единственное, на что опираются Садыковы, — это видео Романа Скляра на приеме в посольстве России, все остальное — высосанный из пальца бред сумасшедшего, то все умеющие думать люди понимают, что это нонсенс и глупость», — высказалась женщина.
По поводу посещения первым заместителем премьер-министра Республики Казахстан Романом Скляром мероприятия, приуроченного ко Дню России, экс-кандидат в мажилисмены отметила, что «посольства всех стран организуют приемы по тем или иным поводам, и наши чиновники, депутаты туда приглашаются. Это норма политической светской жизни. Это и есть развитие двусторонних дружеских отношений».
«Уже давно в народе «Басе» считают информпомойкой и серьезно к их роликам не относятся. Особенно после Кантара в 2022-м. Это знаете, из темы «собаки лают, караван идет». К тому же у обоих Садыковых настолько мутное прошлое и настоящее, начиная с вопроса о финансировании их проживания в Киеве на протяжении многих лет, что возникает мысль: а почему не могли из-за денег быть разборки? Все эти псевдооппозиционеры ведь сидят на чьей-то кормушке, а Штаты у нас в стране развернули достаточно широкую кампанию по финансированию блогеров и медийщиков. Только деньги дают марионеткам, которых, если что, можно пустить в расход, когда будет выгодно. Об этом не нужно забывать любителям получать гранты», — сказала Акбопе Абылкасымова.
Политолог Марат Шибутов считает, что начались провокации против Казахстана.
«В целом инцидент в Киеве достаточно мутный: до сих пор неизвестно, какое состояние Садыкова и какие-то результаты первичного расследования. Но пока это покушение уже начало вредить имиджу Казахстана. Но какие точно цели преследовали при этом реальные заказчики, остается не совсем ясным», — выразил мнение он.
Политолог обозначил несколько версий.
Первая версия — рассорить Казахстан и Запад. Преследование оппозиции как раз прекрасный повод ввести санкции против правящего режима.
Вторая версия — это выгодно самим Айдосу и Наталье Садыковым в подтверждение их диссидентского статуса. Кроме того, это может стать аргументом для получения ими политических статусов, дивидендов, политического убежища на Западе. Ну и мы до сих пор ничего подтверждающего ранения не видели.
Третья версия — это выгодно другим оппозиционерам, в частности Мухтару Аблязову, с кем Садыковы давным-давно разругались. В Киеве полно людей с оружием, у которых есть потребности в деньгах, а на других оппозиционеров вряд ли будут думать как про заказчиков.
«В общем, посмотрим, как будут дальше развиваться события. У нас же еще есть пример Аркадия Бабченко, который в свое время симулировал покушение, так что ничего исключать нельзя», — заключил Шибутов.
Другой политолог, Данияр Ашимбаев, указал на то, что пострадавший журналист до прихода в так называемую оппозицию мелькал в разных криминальных сводках, что, в принципе, вполне традиционно для казахстанской оппозиции.
«Уже несколько недель четко фиксируется нездоровая информактивность проукраинской кампании против казахстанского руководства и его политики. Астана в киевско-вашингтонские игры лезть не стала. И тут в традиционной для этого цирка манере происходит «некое покушение» на «оппозиционного активиста» (неважно, имитированное или реальное). Тиражирование происходит через ту же сетку. Запад сделал прямо культ из «репрессий против активистов», — сказал Ашимбаев.
Эксперт Юрий Масанов также высказал свое мнение касательно инцидента в Киеве.
«Насилие никогда не может быть выходом и решением для какой-либо ситуации, особенно в информационной среде. Закрепили этот момент. Но давайте порассуждаем в целом. Понятное дело, что нужно разбираться в том, кому это выгодно. Для начала скажу, кому это точно невыгодно и неинтересно в принципе. Так вот «новой власти» в нашей стране точно нет. У нас есть четкое понимание, что во главе всего — верховенство закона (что уже само по себе подразумевает решение проблем по букве закона), да и власти всегда максимально содействуют в расследованиях происшествий, в том числе за рубежом, и готовы в них напрямую участвовать. Поэтому я считаю, что какого-либо следа с этой стороны попросту не может быть. Зачем применять физическое насилие в отношении какого-либо человека, который хоть и пытается полить грязью власть, но успеха в этом никакого добиться не может?» — подчеркнул Масанов.
Эксперт считает, что в Казахстане уже сформировалась свободная среда для обсуждения всех проблем.
«Сейчас по одним только петициям какие баталии идут и только предстоят — никого ни в чем не ограничивают. Да и думаю, что для большинства казахстанцев что «Басе», что сам Айдос Садыков мало известны. Гораздо интереснее в этом плане посмотреть на условный зарубежный след. Например, именно в российском, а не казахстанском сегменте социальных сетей начали активно разгонять тему нападения, где Садыкова представляют как русофоба и приставляют другие ярлыки, подходящие под местный стиль пропаганды. Кроме того, мы не знаем о делах Айдоса Садыкова в самой Украине. Чем он там занимается в свободное от ведения своего канала время, чем зарабатывает и с кем взаимодействует? Никакого понимания на этот счет нет, а потому исключать какие-то местные конфликты точно нельзя. Также можно предположить попытки кого-либо из старого Казахстана свести личные счеты с Садыковым. Все-таки человек в информационной сфере работает давно и перейти дорогу своими роликами мог очень многим людям, которых справедливо или несправедливо обвинял в проступках», — обозначил эксперт.
К этому вопросу нужно подходить трезво и без эмоций, отметил Масанов.
«Логика все расставляет на свои места. В любом случае нужно ждать результатов расследования, которое должно установить настоящих организаторов и исполнителей нападения. Думаю, это даст нам более четкое понимание ситуации. А пока я вижу описанные выше варианты», — резюмировал он.