Добыча нефти и газового конденсата в Казахстане снизилась на 6% в первые два дня декабря после атаки украинского беспилотника на морской перегрузочный терминал Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в Черном море, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на Reuters.
Работа трубопровода КТК, по которому проходит свыше 80% всего экспорта казахстанской нефти и более 1% мировых поставок, была приостановлена в субботу после повреждения причального устройства на терминале в районе российского порта Новороссийск.
Позже отгрузки возобновили с использованием одного из двух обычно задействуемых одноточечных причалов. Третий причал, находящийся на плановом обслуживании еще до атаки, используется как резервный.
По данным источника и расчетам Reuters, в первые два дня декабря добыча нефти и газового конденсата в Казахстане сократилась до 1,9 млн баррелей в сутки по сравнению со среднесуточным уровнем добычи в ноябре. Министерство энергетики РК на запрос агентства о комментарии не ответило.
Снижение добычи демонстрирует влияние атаки на инфраструктуру КТК на страну – участницу соглашения ОПЕК+. В прошлом году Казахстан экспортировал около 68,6 млн тонн нефти и занимает 12-е место в мире по объему добычи.
Протяженность трубопровода КТК составляет около 1500 км. Он транспортирует нефть с месторождений Тенгиз, Карачаганак и Кашаган на терминал Южная Озереевка под Новороссийском. Основные объемы нефти поступают с казахстанских месторождений, часть сырья поставляют и российские производители.
Заместитель министра энергетики Казахстана Ерлан Акбаров в четверг сообщил, что один из причалов КТК на Черном море полностью функционирует, каких-либо ограничений на транспортировку нефти нет.
Ранее пять отраслевых источников сообщили Reuters, что в декабре Казахстан увеличит прокачку нефти по трубопроводу Баку–Тбилиси–Джейхан (BTC) из-за снижения пропускной способности КТК.
Кроме того, казахстанская нефть под брендом KEBCO отгружается через порты Новороссийск и Усть-Луга, а также в Германию по трубопроводу «Дружба». Однако эти маршруты считаются менее выгодными и зависят от пропускной способности российской компании «Транснефть».
Возможности для перенаправления нефти из континентального Казахстана остаются ограниченными из-за высокой загрузки трубопроводной системы России после серии атак дронов на нефтеперерабатывающие и экспортные объекты.
По оценке еще одного источника в отрасли, использование только одного причала КТК приводит к снижению отгрузочных мощностей примерно на 900 тысяч тонн нефти в неделю.
Ранее стало известно, что в результате атаки безэкипажных катеров в ночь на 29 ноября получило значительные повреждения выносное причальное устройство Каспийского трубопроводного консорциума. Министерство энергетики Казахстана выступило с официальным комментарием по поводу ситуации на морском терминале КТК и заявило, что страна направит нефть по альтернативным маршрутам после атаки.
Министерство иностранных дел Республики Казахстан выразил протест в связи с очередной целенаправленной атакой на критическую инфраструктуру международного Каспийского трубопроводного консорциума в акватории морского порта Новороссийска.