Такси без правил: мажилисмен заявил о рисках для пассажиров и водителей

Депутат мажилиса Елнур Бейсенбаев заявил, что рынок такси в Казахстане фактически работает вне правового поля, и направил запрос министру транспорта, передает ИА «NewTimes.kz».

Фото: NewTimes/Турар Казангапов

По его словам, в сфере перевозок сегодня заняты более 500 тысяч водителей, однако эта цифра до сих пор остается неофициальной — даже сами агрегаторы не могут предоставить точные данные.

«Это нонсенс для современного цифрового общества, особенно когда глава государства ставит конкретные задачи по цифровизации и созданию цифровых двойников отраслей экономики», — заявил Бейсенбаев, выступая в мажилисе.

Депутат отметил, что агрегаторы такси стали неотъемлемой частью повседневной жизни казахстанцев и ежегодно обеспечивают более 150 миллионов поездок. При этом объем рынка, по разным оценкам, достигает 500 млрд тенге, но его регулирование остается крайне слабым.

«Это судьбы людей, их жизнь и здоровье, которые мы обязаны защищать на законодательном уровне», — подчеркнул он.

Бейсенбаев указал, что в законодательстве до сих пор используются термины «советских времен», которые не отражают реальную модель работы цифровых платформ.

«Деятельность таких сервисов, как Яндекс, InDriver, Apparu и других, по сути, находится в серой зоне. Не урегулированы вопросы ответственности, стандартов безопасности, алгоритмов, страхования и защиты прав пассажиров и водителей», — сказал депутат.

Он добавил, что в законе отсутствует даже чёткое определение понятия “водитель такси”, а также разграничение обязанностей между водителем, таксопарком и агрегатором, что приводит к социальной незащищенности таксистов.

Отдельно депутат остановился на вопросах безопасности пассажиров. По его словам, ежедневные медицинские осмотры носят формальный характер, а поездки зачастую не страхуются.

«Нет достоверной проверки водительских прав, технического осмотра и документов на автомобиль. По сути, к выполнению заказов могут быть допущены люди без прав и на потенциально опасных автомобилях», — заявил он.

Кроме того, по словам депутата, некоторые агрегаторы:

 • не показывают реальную стоимость поездки;

 • не предоставляют возможность безналичной оплаты;

 • не контролируют скорость и отклонения от маршрута;

 • не имеют кнопки вызова экстренных служб и круглосуточной поддержки.

Что предлагает депутат

В своем запросе Елнур Бейсенбаев предложил ряд конкретных мер:

 • разграничить функции диспетчерских служб и цифровых платформ;

 • законодательно закрепить статус водителя такси, его права и обязанности;

 • запретить передачу заказов третьим лицам;

 • заменить формальные осмотры обязательным регулярным медобследованием с цифровым контролем;

 • обязать агрегаторов страховать жизнь и здоровье пассажиров и водителей на каждую поездку;

 • обеспечить прозрачность стоимости, контроль скорости, маршрута и проверку данных водителей через госбазы.

«Сегодня миллионы граждан ежедневно пользуются такси и подвергаются потенциальному риску, а водители остаются социально незащищенными. Эту ситуацию необходимо срочно менять», — резюмировал депутат.

Ранее акмолинские полицейские установили личность пассажира, не оплатившего проезд глухонемому таксисту, который привез его в Кокшетау из столицы. Инцидент вызвал широкий резонанс в Сети.