В Казахстане осуществляется подготовка кадров для шестиприоритетных отраслей Государственной программы индустриально-инновационного развития – машиностроение, металлургия, химическая промышленность, нефтехимия, производство строительных материалов, производство продуктов питания, передает ИА «NewTimes.kz».
«В рамках реализации Послания «Нұрлы жол – путь в будущее!» и Государственной программы индустриально-инновационного развития на 2015 - 2019 годы определены вузы, которые будут готовить квалифицированные кадры для приоритетных отраслей экономики Казахстана»,― сообщил директор департамента высшего и послевузовского образования министерства образования и науки РК Дархан Ахмед-Заки на пресс-конференции в службе центральных коммуникаций.
По данным ведомства, сегодня в базовых вузах Казахстана обучаются 4700 магистрантов. Из них в 2015 году приняты 1900 человек, в 2016 году – 2800 человек.
Магистранты второго года обучения в настоящее время проходят производственную практику на предприятиях ГПИИР, таких, как АО «Арселор Миттал Темиртау», АО «Қазақстан Ғарыш Сапары», АО «Самрук-Энерго», АО «KEGOC», АО «НАК «Казатомпром», АО «Казэнергокабель», ТОО «Казцинк», АО ТНК «Казхром», ТОО «Полиграфкомбинат», ТОО «Корпорация Казахмыс», ТОО «КазАзот», ТОО «Байсерке Агро», ТОО «Амиран», ТОО «Казфосфат». В процессе практики магистрантам представиться возможность выполнения магистерских проектов, отметил спикер.
Также, в первом квартале 2017 года первые 1900 магистрантов пойдут работать на предприятия ГПИИР. С каждым магистрантомна момент их зачисления были заключены трехсторонние соглашения (обучающийся ― вуз ― предприятие), предусматривающиеих последующее трудоустройство.
Обучение магистрантов ведется по новым 48 образовательным программам, разработанных совместно с экспертами 47 зарубежных вузов-партнеров и 114 предприятиями ГПИИР. Вузы пригласили 199 зарубежных ученых на основе соглашений с 78 зарубежными вузами. Магистранты обучаются и выполняют магистерские проекты на базе 22 лабораторий, созданных в 2015 году. До конца 2016 года будут созданы еще 24 лаборатории.
«Выбранные базовые колледжи ― лучшие в своем регионе по кадровому обеспечению, материально-техническому и учебно-методическому оснащению», ― отметил исполняющий обязанности директора департамента технического и профессионального образования МОН РК Ернат Жунусов.
Опыт внедрения в учебный процесс новых образовательных программ базовыми колледжами будет распространен на всю систему ТиПО.
10 базовых колледжей ― региональные центры инноваций и развития ТиПО будут «точками роста» и станут моделью системы ТиПО для всей страны. Это будет способствовать системному развитию действующих колледжей Казахстана, пояснили участники пресс-конференции.
Ранее сообщалось ,что начиная с 2016 года выделяются 1900 мест по профильной магистратуре. Также подготовлены специальные учебные программы и лаборатории металлургии, инженерного профиля, нефтехимии, пищевой промышленности, машиностроения, химической и другие лаборатории. На эти цели в ближайшие годы выделены средства по программе «Нурлы жол» 10 млрд тенге и плюс 950 млн тенге выделены в этом году на создание образовательных программ.
Кроме того, с 2016 года структуры научных грантов и программ переориентированы на проекты ГПИИР. Начата разработка единой системы реализации научных проектов и их коммерциализации. Внедрен механизм оценки результативности научно-технических и инновационных проектов и программ.
Подготовка кадров для проектов ГПИИР уже ведется по 24 новым образовательным программам в 10 базовых колледжах и 11 вузах. К примеру, 2015 году казахстанские студенты колледжей впервые состязались в профессиональных навыках в международном конкурсе WorldSkills (Бразилия), продемонстрировав неплохие результаты. Повышение квалификации прошли 96 инженерно-педагогических кадров и 100 ППС вузов. Запущен уникальный механизм учебной миграции молодежи в трудодефицитные регионы. По программе «Серпін» в колледжах и вузах северных и центральных регионов обучаются 8250 студентов из южных областей.
Кроме того, базовым вузам ГПИИР предоставят академическую и управленческую самостоятельность на основе программ развития. Об этом ранее сообщал директор департамента высшего и послевузовского образования МОН РК Дархан Ахмед-Заки.
«В дальнейшем планируется предоставление базовым вузам ГПИИР академической и управленческой самостоятельности на основе программ развития. Предусматривается преобразование государственных и национальных вузов в новую организационно-правовую форму – некоммерческое акционерное общество со 100% государственным участием. Будут приняты меры по преобразованию частных вузов в некоммерческие организации образования», ―отметил Д. Ахмед-Заки.
По его словам, выпускники должны владеть компетенциями, максимально конкурентоспособными на рынке, позволяющими им в течение всей трудовой жизни развивать новые навыки для работы по найму.
«Важно вовлекать студентов как полноценных членов академического сообщества в разработку образовательных программ и обеспечение качества. Студент при определении своей индивидуальной траектории обучения сможет выбирать как дисциплины, напрямую связанные с его выбранной специальностью, так и дополнительные, не связанные со специальностью, по принципу мажора или минора», – сказал он.
Д. Ахмед-Заки подчеркнул, что в результате студентоориентированное обучение и образовательные программы, адаптированные под запросы рынка труда, укрепление сотрудничества с предприятиями будут способствовать повышению качества подготовки и улучшению трудоустройства выпускников.
В Казахстане принцип «образование на протяжении всей жизни» будет реализован согласно Национальной рамке квалификаций.