В Казахстане создан единый информационный ресурс kazkenes.kz, посвященный деятельности общественных советов и позволяющий изучать их опыт, передает ИА «NewTimes.kz».
На сегодняшний день в нашей стране действуют 229 общественных советов, из них на республиканском ―16 и местном уровне ― 213. В работе общественных советов участвуют 4055 человек, из них 818 – представители НПО.
Общественные советы начали работу с 1 января 2016 года согласно закону «Об общественных советах», принятого в рамках 100 шагов Плана нации. Согласно нормам нового закона сами советы существенно отличаться тем, что оказывают содействие в формировании, воспитании сознания, ответственности любого гражданина и тех, кто непосредственно ее несет.
Ранее действовали общественные советы при генеральной прокуратуре, при агентстве госслужбы, при МВД, при ДВД областей, прокуратурах регионов. Эти советы решали конкретные задачи, но никто из них не решал стратегических вопросов.
При этом, деятельность новых советов строится на пяти принципах: работа на общественных началах, автономность, каждый такой совет не подчинен другому совету, самостоятельность – никто не может руководить извне деятельностью этого совета. У совета есть председатель, президиум, он действует публично и открыто.
Предусмотрена периодическая ротация членов, каждый совет существует три года, каждые три года открывается новый совет. Чтобы не было несменяемых лиц, но если люди хорошо работают, то граждане могут снова их выбрать, они могут зайти в советы неограниченное количество раз, но каждый раз – как в первый раз.
Также что нет ограничений по возрасту, предусматривается, что в общественном совете будут представлены все возрастные группы, начиная с 18 лет. Цель создания советов – выражение общества по общественно значимым вопросам, обсуждение проектов бюджетных программ, проектов нормативно-правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан. Руководители государственных органов отчитываются о проделанной работе на этих советах, и рассказывать о планах развития своей отрасли, участка работы и так далее.
Согласно закону, председателем общественного совета может быть известный общественный деятель, не находящийся на государственной службе.
Одним из важных полномочий совета является обсуждение планов развития территорий, госорганов. Между тем ныне действующим общественным советом придется потесниться, кому-то отказаться от старого названия, а кому-то и вовсе закрыться.
К примеру, теперь нет советов при структурах и ведомствах. К примеру, в Алматы это будет один Общественный совет города. В некоторых государственных органах советы – при Администрации президента, при канцелярии премьер-министра, при Счетном комитете, при генпрокуратуре, при Минобороны не создаются. Но там действуют советы и комиссии с представителями общественности. При МВД работает общественный совет, но все советы при департаментах внутренних дел в регионах закрылись. Там действуют просто советы с участием общественности.
Начальники ДВД в регионах вошли в территориальный общественный совет, а все стратегические вопросы развития отрасли решаются в центральном исполнительном органе. Председатели общественных советов районов имеют право войти в состав общественного совета города, чтобы отстаивать интересы районов.
Как предусматривает закон, в общественных советах не должно быть представителей предпринимательских структур во избежания лоббирования своих интересов.
От каждой общественной организации в совет может войти только один представитель. А граждане могут себя предлагать путем самовыдвижения. Будет специальный отбор. Одну треть совета должны составлять представители НПО, одну треть – представители госорганов и еще одну треть – граждане.
При этом законом не предусматривается, что общественный совет будет в каждом населенном пункте. Они будут там, где есть маслихаты. В остальных населенных пунктах функции общественного совета выполняют собрания местного сообщества, избираемых сходом.
Госорганы обязали рекрутировать для работы в советах самых компетентных своих сотрудников, и в него должны войти первые руководители госорганов. Они как обладатели информации должны там быть, чтобы правильно сориентировать людей. Например, куда стоит направить деньги – на строительство дороги или водопровода.
Решения общественных советов носят рекомендательный характер, но они обязательны для рассмотрения государственными органами. Для того, чтобы не было отписок, в законе придумана норма – госорганы по решениям советов дают мотивированные ответы. И потом эти решения принимаются с участием самих представителей госорганов.
Кроме того, в законе прописаны четыре специальных инструмента общественного контроля: общественная экспертиза, общественный мониторинг, общественные слушания и отчет государственного органа.
По мнению экспертов, формирование общественных советов очень важно для налаживания постоянного и конструктивного диалога между властными институтами и гражданским обществом.
По данным министра по делам религий и гражданского общества РК Нурлана Ермекбаева, озвученным в ходе проведения I-го Республиканского мажилиса общественных советов, созданы общественные советы, как форма диалога между государством и гражданским обществом. Эти негосударственные институты, представляют собой консультативно-совещательные, наблюдательные органы, которые призваны повысить прозрачность принятия государственных решений.
213 акимов и 1300 руководителей местных исполнительных органов отчитались перед членами общественных советов.
Общественными советами за период их деятельности рассмотрено более 9 тысяч проектов нормативно-правовых актов, то есть членами советов даны замечания почти к каждому десятому проекту НПА. Вынесены на общественные слушания более 600 социально значимых тем, затрагивающих вопросы водоснабжения, улучшения санитарно-эпидемиологического состояния, качества медицинских услуг.
«Внедрена отчетность руководителей госорганов всех уровней о результатах работы. Так, в текущем году 213акимов всех уровней, первые руководители министерств и около 1300 руководителей местных исполнительных органов отчитались перед членами Общественных советов», ― сказал Нурлан Ермекбаев.
Вместе с тем, министр по делам религий и гражданского общества отметил, что начальный этап функционирования общественных советов выявил ряд вопросов, требующих решения. Эти вопросы касаются формирования состава общественных советов, обеспечения деятельности общественных советов, снижения нагрузок на членов советов по рассмотрению НПА, четкого разграничения полномочий общественных советов и маслихатов, налаживания тесного взаимодействия общественных советов разного уровня.
«В целом практика деятельности общественных советов позволяет уже сегодня сделать вывод о том, что создан реальный общественный институт и конструктивная диалоговая площадка для выражения мнений гражданского общества по самым различным вопросам», ― констатировал Нурлан Ермекбаев.
В рамках заседания прошло пленарное заседание «Общественные советы: практика деятельности и механизмы взаимодействия с государством и обществом».
«Деятельность советов позитивно повлияла на процесс формирования подотчетного и транспарантного государства и позволила тысячам активных граждан принять участие в общественной жизни страны», ― отметил в своем выступлении министр Н. Ермекбаев.
В ходе мажилиса общественных советов подняты и обсуждены ряд проблемных вопросов, касающихся сохранения статуса общественных советов в нынешней форме, изменения полномочий советов для устранения дублирующих функций с маслихатами, сокращения уровня представленности государственных органов в составе советов.