Такое мнение в ходе Азиатско-тихоокеанского регионального подготовительного совещания по Глобальному договору о безопасной, упорядоченной и легальной миграции, которое состоялось в Бангкоке, высказал руководитель секретариата члена коллегии по экономике и финансовой политике ЕЭК Аскар Кишкембаев.
Заявление члена коллегии ЕЭК прозвучало на фоне встречи министров труда двух стран-членов ЕАЭС ― России и Казахстана, в ходе которой был подписан меморандум по сотрудничеству в социально-трудовой сфере.
Главы профильных ведомств Тамара Дуйсенова и Максим Топилин встретились на полях консультативного совета по труду, миграции и социальной защите населения государств-участников СНГ.
В Минтруда и соцзащиты подчеркнули, что встреча состоялась в рамках поручений президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, озвученных на Форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России в Челябинске, по синхронизации процессов разработки профессиональных стандартов, которые сегодня запущены в Казахстане и России.
Также по созданию Единой интегрированной Евразийской электронной биржи труда и касательно ускорения работ по урегулированию спорных вопросов, касающихся пенсионного обеспечения работников, связанных с особенностями национальных систем стран-участниц ЕвразЭС.
В частности президент Казахстана отметил необходимость усиления работы по всем основным компонентам человеческого капитала. Это, прежде всего, образование, здравоохранение, развитие рынка труда и системы социальной защиты.
«Сегодня более 30 казахстанских вузов проводят с российскими вузами совместные научные исследования. Целесообразно проработать вопрос создания научных консорциумов ученых Казахстана и России по перспективным направлениям. В частности, по био-и информационным технологиям, энергетике, космосу и другим», ― сказал Нурсултан Назарбаев.
Президент Казахстана подчеркнул возможность использования потенциала таких инновационных кластеров, как Назарбаев Университет, Парк инновационных технологий, российский центр «Сколково» и других научно-исследовательских структур. Также для совместной работы могут быть полезны создаваемые на базе инфраструктуры Астана-ЭКСПО Международный финансовый центр «Астана», Международный технопарк IТ-стартапов и Международный центр «зелёных» технологий и инвестиций.
Глава государства отметил необходимость рассмотрения возможности открытия филиалов российских вузов в тех регионах нашей страны, где существует повышенный спрос на образовательные услуги.
Нурсултан Назарбаев подчеркнул возможность налаживания совместной работы по ряду направлений в сферах рынка труда и системы социальной защиты.
«В рамках ЕАЭС мы решили создать общий рынок труда. Для повышения его эффективности необходимо унифицировать требования к квалификации, знаниям и умениям работников. Нашим правительствам нужно принять меры по гармонизации и синхронизации этой работы», ― сказал глава государства.
В данном контексте президент Казахстана отметил зависимость мобильности трудовых ресурсов в рамках общего рынка от информированности граждан о спросе и предложении на рынке труда.
«Нам нужно проработать вопрос создания Единой интегрированной Евразийской электронной биржи труда», ― сказал глава государства.
Проект двухстороннего сотрудничества стал возможен благодаря заинтересованности обеих сторон во взаимовыгодном и равноправном взаимодействии на долгосрочной и стабильной основе, с соблюдением норм международного права и национального законодательства Сторон.
Конечная цель совместной деятельности – развитие и укрепление дружественных отношений в социально-трудовой сфере.
Стороны намерены обмениваться законодательными и иными нормативными правовыми актами в области труда, занятости и социальной защиты населения. Одним из важных пунктов документа является сотрудничество уполномоченных госорганов в части обмена опытом и знаниями в области труда, занятости и социальной защиты населения.
Вместе с тем, меморандум призван усилить сотрудничество между странами в области проведения совместных встреч, консультаций, научно-практических семинаров и конференций, круглых столов и других мероприятий.
Как отметили представители министерств, в документе охвачены все аспекты сотрудничества в целях эффективного осуществления государственной политики в области социально-трудовых отношений обоих государств.
Стоит отметить, что опыт ЕАЭС по обеспечению цивилизованного доступа трудящихся мигрантов из стран Союза на рынки труда государств-членов может быть востребован на региональном уровне в процессе наращивания усилий по регулированию миграционных процессов. Такой цивилизованный рынок труда может быть создан с помощью единых юридических инструментов, которые сформируют основы взаимовыгодного сотрудничества в области трудовой миграции и механизмы общего рынка труда.
Также опыт Евразийской экономической комиссии по созданию единого рынка трудовых ресурсов и комфортных социальных стандартов жизни для граждан стран Евразийского экономического союза, работающих в других государствах ЕАЭС, лег в основу рекомендаций к разрабатываемому Глобальному договору о безопасной, упорядоченной и легальной миграции.
Руководитель секретариата члена Коллегии (министра) по экономике и финансовой политике ЕЭК Аскар Кишкембаев представил их на Азиатско-тихоокеанском региональном подготовительном совещании по Глобальному договору о безопасной, упорядоченной и легальной миграции.
Были рассмотрены предложения для разрабатываемого Глобального договора о безопасной, упорядоченной и легальной миграции, принятие которого планируется в 2018 году.
Свои рекомендации представила и Евразийская экономическая комиссия. Среди них – предоставление равных прав и свобод трудовым мигрантам, их беспрепятственный допуск к национальным рынкам труда в государствах Союза, решение вопросов, связанных с социальным, медицинским, пенсионным обеспечением трудовых мигрантов и членов их семей, налаживание информационного взаимодействия стран ЕАЭС в сфере трудовой миграции, включая создание условий для онлайн-трудораспределения, и другие.
В ходе тематической дискуссии, посвященной региональному сотрудничеству и управлению, Аскар Кишкембаев проинформировал участников об имплементации положений договора о Союзе в сфере трудовой миграции.
«Трудовая миграция способствует эффективному управлению миграционными процессами на евразийском пространстве. Равные права, которые получили трудящиеся мигранты в ЕАЭС, позволили повысить их мобильность. Это, в свою очередь, сказывается на гибкости обеспечения экономик государств Союза трудовыми ресурсами», – подчеркнул Аскар Кишкембаев. По его мнению, принцип свободы передвижения и трудоустройства создает стимулы для мигрантов и работодателей законным образом оформлять трудовые отношения в соответствии с законодательством страны пребывания и, таким образом, делает трудовую миграцию более упорядоченной, сокращая сегмент незаконной миграции.
Как отметила директор Департамента трудовой миграции и социальной защиты ЕЭК Паиза Суюмбаева, опыт ЕАЭС по обеспечению цивилизованного доступа трудящихся мигрантов из стран Союза на рынки труда государств-членов может быть востребован на региональном уровне в процессе наращивания усилий по регулированию миграционных процессов. Такой цивилизованный рынок труда может быть создан с помощью единых юридических инструментов, которые сформируют основы взаимовыгодного сотрудничества в области трудовой миграции и механизмы общего рынка труда.