суббота, 20 апреля 2024 г.
icon
446.49
icon
475.38
icon
4.79
Алматы:
icon
20oC
Астана:
icon
21oC
1xadv
×

Регионы приучат к самостоятельности

Акимов сел и районов в регионах учат вести бюджет самостоятельно. Этот вопрос обсуждался в ходе форумов, которые прошли в ряде областей Казахстана.

Внедрение на уровне города районного значения, села и поселка самостоятельного бюджета местного самоуправления предусмотрено Планом Нации «100 конкретных шагов». В рамках 98-го шага госпрограммы 1066 населенных пунктов получат собственный бюджет. На эти цели будет направлено около 10 миллиардов тенге.

Как отметил в ходе республиканского форума на тему «Внедрение самостоятельного бюджета местного самоуправления» аким ЮжноөКазахстанской области Жансейт Туймебаев, проделана большая работа по подготовке к переходу на самостоятельный бюджет. В частности в ЮКО в целях уточнения налогооблагаемой базы была проведена сверка и актуализация государственных баз данных.

После выявления незарегистрированных объектов собственники имущества были привлечены для регистрации в органах юстиции, что должно увеличить доходную часть сельских округов. 

Внедрение самостоятельного бюджета на местных уровнях позволит решить многие конкретные проблемы в аулах, отметили участники первого республиканского форума сельских акимов, который состоялся в Усть-Каменогорске. Масштабная встреча, которая собрала 250 акимов городов и сел, стала важной диалоговой площадкой между представителями уполномоченных госорганов и непосредственными участниками процесса.

Самостоятельный бюджет в пилотном режиме ввели в шести городах районного значения, двух поселках и 92 сельских округах Восточного Казахстана. Еще 147 населенных пунктов области присоединятся к проекту до 2020 года. 

Местное самоуправление планируется внедрить с 1 января 2018 года в сельских округах численностью населения свыше двух тысяч человек. А с 1 января 2020 года эта процедура затронет все сельские округа страны. Об этом стало известно в ходе республиканского форума акимов сельских округов в Актобе.

В мероприятии приняли участие представители министерств экономики и финансов, а также сельские акимы регионов западного Казахстана. Основной темой обсуждения стали вопросы внедрения самостоятельного бюджета и коммунальной собственности местного самоуправления. 

В 2012 году указом главы государства была утверждена концепция развития местного самоуправления. А в июле текущего года принят соответствующий закон. Внедрение самостоятельного бюджета четвертого уровня расширяет полномочия сельских акимов. Бюджеты сельских округов будут пополняться за счет налоговых и не налоговых поступлений. К последним относятся аренда госимущества, продажа коммунальной собственности. Кроме того, сельские акимы смогут налагать административные штрафы.

Главной особенностью внедрения самоуправления является обязательное участие сельских жителей в управлении бюджетным процессом и коммунальной собственностью. Законом предусматривается контроль со стороны граждан за расходованием бюджетных средств. Как подчеркнули эксперты, это очередной шаг к повышению эффективности экономической системы страны в целом.  

С внедрением формы самоуправления в сельских округах все налоговые отчисления будут идти на нужды сельчан. Пополнение бюджета и расходы по 19 основным направлениям будут отслеживаться с помощью специальных информационных систем. Эти меры позволят эффективно расходовать средства и не допустить коррупционных деяний.    

Отметим, что управление коммунальной собственностью возлагается на аппарат акима села по согласованию с собранием местного сообщества.

На форум пригласили акимов сельских округов Актюбинской, Западно - Казахстанской, Атырауской и Мангистауской областей. Глав сельских администраций интересовал ряд актуальных вопросов. Это рекомендации по внедрению самоуправления, а также вопросы штатной численности.

Республиканский форум сельских акимов в Кокшетау собрал 220 акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов Акмолинской, Карагандинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областей. Участники мероприятия вопросы внедрения самостоятельного бюджета и коммунальной собственности местного самоуправления.

Следует отметить, Глава государства Н.Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана» подчеркнул необходимость развития местного самоуправления, расширения участия граждан в решении всех вопросов местного значения. И нынешний форум стал диалоговой площадкой между представителями уполномоченных государственных органов и непосредственными участниками процесса — акимами сельских округов.

В своем выступлении аким Акмолинской области Малик Мурзалин сообщил, что с 2018 года в регионе самостоятельный бюджет будет внедрен в 69 населенных пунктах с численностью более 2000 человек, с 2020 года — в оставшихся 177 административных единицах.

«Проделана большая работа по подготовке регионов области к переходу на самостоятельный бюджет. В полном объеме аппараты акимов обеспечены бесперебойным высокоскоростным интернетом, проводится работа по обеспечению сельских акиматов современным компьютерным оборудованием. В целях повышения качества кадрового состава органов местного самоуправления в центрах повышения квалификации госслужащих прошли обучение 160 человек. Это акимы сельских округов, специалисты аппаратов акимов, а также сотрудники районных отделов экономики и финансов», ― отметили в областном акимате.

Акимы сельских округов отметили, что внедрение самостоятельного бюджета местного самоуправления своевременно. Решение вопросов местного значения с участием самого населения улучшит жизнь сельчан.

«Мы, акимы сельских округов, заинтересованы в своевременной регистрации и перерегистрации каждого объекта на своей территории. Работа ведется и по искоренению фактов предпринимательской деятельности без регистрации в органе налоговой службы. Благодаря самостоятельному бюджету, мы будем получать реальные финансовые средства для улучшения условий жизни налогоплательщиков своего округа. В прошлом году по согласованию с членами местного сообщества нами были направлены средства с контрольного счета наличности на установку светофоров на 3-х перекрестках, текущий ремонт внутрипоселковых дорог. В текущем году с районного бюджета трансфертами органам местного самоуправления поступило на счет более16 млн. тенге, которые были направлены на оплату освещения улиц населенных пунктов, установку светодиодных ламп и замену ламп уличного освещения, устранение поврежденных кабелей, а также на проведение ремонтных работ по содержанию автомобильных дорог сельского округа», — сказал аким Косшынского сельского округа Целиноградского района Д. Калиев. 

Напомним, главой государства Нурсултанов в рамках Плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ», 98-й шаг, поручено на уровне города районного значения, села, поселка и сельского округа внедрить самостоятельный бюджет местного самоуправления.

Национальной комиссией по модернизации проработаны подходы по внедрению самостоятельного бюджета местного самоуправления с учетом опыта стран ОЭСР.

Международный опыт показывает, что развитие системы местного самоуправления является одним из непременных условий экономического процветания, социального благополучия и формирования гражданского общества.

В Казахстане принята Концепция развития местного самоуправления, в основу которой были заложены общепризнанные ценности муниципальной демократии и муниципального управления, закрепленные в Европейской хартии местного самоуправления.

Данная Концепция определила развитие местного самоуправления в Республике Казахстан в два этапа:

Первый этап (2013-2014 годы) - расширение потенциала действующей системы на нижних уровнях управления; второй этап (2015-2020 годы) - дальнейшее развитие местного самоуправления.

Для решения задач первого этапа (2013-2014 годы) реализации Концепции в 2013 году принят Закон по вопросам развития местного самоуправления и соответствующие подзаконные акты.

Так, закреплены нормы, определяющие полномочия органов МСУ, деятельность схода и собраний местного сообщества, порядок проведения выборов акимов городов районного значения, сел, поселков и сельских округов и расширение их полномочий.

В целях расширения финансовой самостоятельности органов МСУ в решении вопросов местного значения акимы сел наделены правом формирования доходных источников МСУ и открытия контрольных счетов наличности

28 ноября 2014 года Законом РК по вопросам налогообложения органам местного самоуправления переданы поступления от 4 видов налогов ― индивидуальный подоходный налог с доходов, не облагаемых у источников выплаты, налог на имущество физических лиц, налог на транспорт с физических лиц и земельный налог с физических лиц на земли населенных пунктов, которые начали поступать на КСН с мая 2015 года.

На втором этапе реализации Концепции (2015-2020 годы) принимаются меры по дальнейшему разграничению функций местного государственного управления и самоуправления, формированию бюджета и собственности МСУ.

В ноябре 2015 года принят Закон и соответствующие НПА, предусматривающие расширение доходной базы КСН путем передачи дополнительно двух налогов (на транспорт и земельный налоги с юридических лиц), расширение полномочий собрания местного сообщества в части согласования кандидатуры акима села для участия в выборах и инициирования вопроса об его освобождении, создание общественных структур для взаимодействия акима города с населением, расширение полномочий акима села по контролю за целевым использованием земельных участков на соответствующей территории, а также вовлечение населения в процесс управления коммунальной собственностью.

Финансирование расходов МСУ сегодня осуществляется в рамках 19-ти бюджетных программ в составе бюджета района (города областного значения); и собственных доходов, которые находятся на контрольном счете наличности органа местного самоуправления.

В новом Законе по вопросам развития местного самоуправления, принятом летом 2017 года, предусматривается внедрение самостоятельного бюджета и коммунальной собственности МСУ, расширение полномочий органов МСУ в управлении бюджетным процессом и коммунальной собственностью.

Законом вносятся изменения и дополнения в Бюджетный, Налоговый и Гражданский кодексы, Законы РК «О государственном имуществе», «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», «О рекламе».

Бюджетная система страны состоит из 3-х уровней. На уровне городов районного значения, сел, поселков, сельских округов самостоятельного бюджета нет. Речь идет почти о 2,5 тысячах административных единицах.

Бюджет МСУ на уровне города районного значения, села, поселка, сельского округа внедряется как 4-й уровень государственного бюджета с 2018 года в административных территориальных единицах с численностью населения свыше 2000 человек, а с 2020 года - повсеместно.

Определены доходные источники бюджета МСУ, состоящие из налоговых поступлений, неналоговых поступлений.

Бюджет МСУ будет утверждаться маслихатом района после его обсуждения на собрании местного сообщества, а исполнение бюджета МСУ возлагается на аппарат акима села.

Таким образом, предусмотрены механизмы, позволяющие планировать расходы бюджета с учетом интересов местного сообщества.

Расходы определены на уровне действующих в Бюджетном кодексе 19-ти направлений расходов акима села: дошкольное воспитание и обучение; благоустройство и озеленение населенных пунктов; строительство, реконструкция, ремонт и содержание автодорог; организация водоснабжения населенных пунктов и другие.

Внедрение самостоятельного бюджета МСУ также вызывает потребность образования института «коммунальной собственности МСУ», которого сегодня нет.

Вся коммунальная собственность на территории села входит в состав коммунальной собственности района и управляется акиматом района.

Законом вносятся нормы в Гражданский кодекс и в Закон «О государственном имуществе», определяющие понятие коммунальной собственности МСУ, порядок формирования и управления данной собственностью.

Имущество МСУ будет состоять из имущества местной казны (средства бюджета МСУ, иное коммунальное имущество, не закрепленное за коммунальными юридическими лицами) и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами.

Порядок формирования и управления коммунальным имуществом МСУ будет осуществляться по аналогии с коммунальным имуществом района.

При этом, управление коммунальной собственностью МСУ возлагается на аппарат акима села по согласованию с собранием местного сообщества.

Такэе вносены изменения и дополнения в Закон «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» в части наделения маслихатов районов полномочиями по утверждению бюджета МСУ, расширения полномочий акима села и его аппарата по исполнению бюджета МСУ и управлению коммунальным имуществом МСУ.

В целях повышения кадрового потенциала органов местного самоуправления по вопросам организации сходов и собраний, планированию и расходованию средств КСН, сбору налогов, осуществления государственных закупок в регионах проводится специальный курс обучения, организованный Министерством национальной экономики совместно с Учебным центром «Зерде».

Также, акиматами областей сформированы информационно-разъяснительные группы из числа сотрудников управлений экономики и финансов, органов казначейства и государственных доходов и разработаны сетевые графики их выездов в города районного значения, села, поселки и сельские округа в целях подготовки специалистов аппаратов акимов сел по вопросам бюджетного планирования, исполнения и управление коммунальным имуществом.

Кроме того, будет продолжена работа по дальнейшему обучению акимов и сотрудников аппаратов по планированию и исполнению бюджета и управлению коммунальным имуществом на курсах Академии госуправления и в региональных центрах переподготовки госслужащих.

В целом, принятие Закона позволило обеспечить расширить финансовую и экономическую самостоятельность органов местного самоуправления в решении актуальных вопросов местного значения, а также возможность граждан участвовать в процессе принятия решений через развитие местного самоуправления.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0