суббота, 23 ноября 2024 г.
icon
494.87
icon
520.65
icon
4.91
Алматы:
icon
-1oC
Астана:
icon
-6oC
×

Вопросы имплементации лучших практик и рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития

 

Реализация провозглашенного Президентом Республики Казахстан Плана нации «100 конкретных шагов», нацелила всех на минимизацию коррупции с использованием превентивных механизмов, что в свою очередь требует изучения и адаптации передового международного опыта, постоянного взаимодействия с зарубежными партнерами.

В Послании народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» Глава государства Нурсултан Назарбаев подчеркнул важность сотрудничества с Организацией экономического сотрудничества и развития, а также необходимость имплементации лучших практик и рекомендаций ОЭСР.

В этом контексте Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции активно развивает международное сотрудничество в сферах государственной службы, контроля за качеством государственных услуг и противодействия коррупции.

В ходе пленарных заседаний и двусторонних встреч секретариатом Организация экономического сотрудничества и развития, а также мониторинговой группой отмечено, что Казахстаном предприняты значительные меры, направленные на реализацию рекомендаций, дана позитивная оценка ответственному подходу и содействию казахстанской стороны в проведении мониторинга.

На сегодняшний день отмечена положительная динамика исполнения рекомендаций Стамбульского плана и имплементации лучших практик по противодействию коррупции.

В частности, по направлению «Политика борьбы с коррупцией» по рекомендациям 1.1 - 1.2: Политическая воля и антикоррупционная политика рекомендовано:

- обеспечить принятие и надлежащее исполнение ответственными органами новой антикоррупционной стратегии и плана действий по ее исполнению.

- предусмотреть в новой антикоррупционной стратегии и реализовать на практике надлежащий механизм мониторинга и оценки её реализации, который бы включал анализ исполнения мер, их эффективности, достижения установленных индикаторов, влияния стратегии на уровень коррупции, разработку и внедрение необходимых мер по результатам мониторинга. Обеспечить участие общественности в процессе такого мониторинга и опубликование всех отчетов мониторинга (оценки).

В стратегии ключевыми направлениями антикоррупционной политики определены противодействие коррупции в сфере государственной службы, квазигосударственном и частном секторах, внедрение института общественного контроля, предупреждение коррупции в судебных и правоохранительных органах, формирование уровня антикоррупционной культуры, развитие международного сотрудничества по вопросам противодействия коррупции.

В целях обеспечения поэтапной реализации Антикоррупционной стратегии постановлением Правительства РК от 14 апреля 2015 года № 234 утвержден План мероприятий на 2015 - 2017 годы по ее реализации, а также внедрены механизмы внутреннего и внешнего мониторинга и оценки ее исполнения.

В целом мониторинговой группой положительно оценена проводимая госорганами работа по организации внешнего анализа и оценки исполнения пунктов Плана путем вовлечения представителей неправительственных организаций, средств массовой информации в соответствии с рекомендациями и подходами ОЭСР.

По рекомендации 1.3. «Исследования коррупции» рекомендовано:

- Разработать и применить на практике методологию оценки проблемы коррупции на основе соответствующего международного опыта.

- Рассмотреть возможность возложения координирующей роли в сфере оценки ситуации с коррупцией и проведения исследований на орган, ответственный за исполнение антикоррупционной стратегии.

Оценка проблемы коррупции осуществляется посредством таких, институтов как антикоррупционный мониторинг, анализ коррупционных рисков.

Результаты антикоррупционного мониторинга являются основанием для проведения анализа коррупционных рисков, а также совершенствования мер, направленных на формирование антикоррупционной культуры.

Также для оценки проблем коррупции новым Законом «О противодействии коррупции» внедрён институт анализа коррупционных рисков – выявление и изучение причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений.

Внутренний анализ проводится государственными органами, организациями и субъектами квазигосударственного сектора в своей деятельности.

Внешний анализ коррупционных рисков в деятельности государственных органов, организаций и субъектов квазигосударственного сектора проводится Агентством.

Результаты анализа показали, что наиболее коррупциогенными сферами являются оказание госуслуг, реализация контрольных функций, регулирование конфликта интересов. Госорганам по итогам анализа внесены соответствующие рекомендации по устранению выявленных коррупциогенных рисков. Данные рекомендации реализуются в рамках исполнения планов мероприятий.

В настоящее время Департаментом ведется мониторинг исполнения данными объектами анализа внесенных рекомендаций.

По рекомендации 1.4.«Участие общественности» рекомендовано:

- Обеспечить широкое вовлечение организаций гражданского общества в формирование и реализацию антикоррупционной политики

Возможности  активного сотрудничества с гражданским обществом раскрыл формат в рамках Открытого соглашения по консолидации усилий по противодействию коррупции.

Сегодня его участниками стали свыше 2 тыс. организаций (2 081) и 44 тыс. граждан (44 528). Данные об участниках Открытого соглашения в автоматическом режиме на сайте «Адалдык аланы» (http://adaldyk.kz/index.php/agreement). Уникальность Соглашения в том, что любой желающий участвовать в противодействии коррупции может присоединиться к нему.

С прошлого года начата реализация проекта государственного социального заказа «Гражданский контроль». Целью данного проекта является вовлечение неправительственных организаций в реализацию комплекса мероприятий по профилактике коррупции, в том числе по антикоррупционному мониторингу, формированию антикоррупционной культуры.

По направлению «Предупреждение коррупции» рекомендация 3.2 «Добропорядочность на публичной службе» включает ряд блоков по найму и продвижению на госслужбе, оплате труда, конфликту интересов, ограничений по принятию подарков, антикоррупционному обучению, защите лиц, сообщающих о коррупционных правонарушениях. Поскольку Казахстаном по данным вопросам приняты значительные меры, экспертами исполнение данной рекомендации оценено как важный прогресс.

Так, в области формирования профессионального  государственного аппарата с 2016 года внедрена и успешно функционирует новая карьерная модель госслужбы по принципу меритократии, т.е. оцениваются личные заслуги и достижения.

Теперь поступление на госслужбу возможно только на  конкурсной основе и только с низовых должностей по трехэтапному  отбору: тестирование на знание законов РК, оценка личных качеств- это психометрическое тестирование, определяющие его сильные и слабые стороны  и собеседование.

Улучшены подходы тестирования кандидатов без привязки к конкурсам в госорганах. Повышена доступность услуги тестирования посредством применения интернет – портала «электронное правительство». Гражданам выдается сертификат, который дает им право участвовать в конкурсах в течение года. 

Особое внимание уделяется обучению госслужащих. Впервые в Закон о госслужбе включена отдельная глава по обучению госслужащих. Законодательно закреплено обязательное повышение квалификации не реже одного раза в три года.

Снижена возможность «командных перемещений» кадров при смене первого руководителя госоргана и до минимизации сокращена доля назначений в порядке перевода.

Упразднен институт кадрового резерва.

Вводится институт ротации руководящего состава. При ротации в другую местность госслужащие обеспечиваются служебным жильем без права приватизации.

Благодаря переходу к карьерной модели и принятым мерам по совершенствованию процедур отбора кадров в 3 раза увеличилось число конкурсов, число претендентов при этом увеличилось в 2 раза. Вдва раза сократились нарушения конкурсных процедур.

По рекомендации3.6. «Доступ к информации» экспертами положительно оценено принятие Закона «О доступе к информации» (принят 16 ноября 2015 года и вступили в силу с 1 января 2016 года). Целью закона является реализация конституционного права каждого свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. В разработке и обсуждении законопроектов принимали активное участие представители международных и казахстанских неправительственных организаций.

Законом закреплены следующие способы доступа к информации:

- письменный и устный запрос, в т.ч. в электронной форме, направленный посредством блог-платформы первых руководителей государственных органов без подписания электронной цифровой подписью. По устному запросу предоставляется информация справочного характера о деятельности обладателя информации;

- размещения информации в помещениях, занимаемых обладателями информации;

- обеспечения доступа на заседания коллегий государственных органов;

- онлайн-трансляции открытых заседаний Парламента, маслихатов и коллегий государственных органов, проводимых по итогам года;

- размещения информации в СМИ;

- размещения информации на Интернет-ресурсе;

- заслушивания и обсуждения отчетов руководителей центральных государственных органов, акимов и руководителей национальных ВУЗов;

- размещения информации на интернет-портале «электронное правительство».

Каскин Т.Т.  

Руководитель Департамента

АДГСПК по городу Астане 

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0