Айгерим Макажанова работала в АО «Центр международных программ», пока ее не уволили оттуда. Женщина утверждает, что ее, беременную, лишили работы незаконно, а заодно обвиняет президента ЦМП Жанболата Мелдешова в кумовстве и превышении полномочий. Но в Центре называют эти заявления клеветой, а увольнение — вполне законным, передает ИА «NewTimes.kz».
Айгерим Макажанова прислала письмо в редакцию NT.
«Я, Макажанова (Абдуллаева) Айгерим, обращаюсь официально с заявлением в СМИ о том, что меня, беременную, незаконно уволили из АО «Центр международных программ». Я проработала в центре с 2013 года, начиная со стажера, за весь период трудовой деятельности в центре у меня не было ни одного нарекания, а даже были поощрения и благодарственные письма за добросовестную, образцовую работу.Все мои злоключения начались после проведения собеседования с вице-министром образования Суханбердиевой. После присуждения ей стипендии в начале 2018 года в центре была проведена проверка администрацией президента, после которой выявилось отсутствие видеозаписи собеседования вице-министра с независимой экспертной комиссией. Само собеседование, по словам моих бывших коллег, проходило отдельно в субботу, то есть не вместе с общим потоком, а индивидуально в выходной день. На самом собеседовании я не присутствовала (там якобы находились 3 эксперта и директор департамента). Протокол заседания был. (Соответственно, никого из административного департамента (IT) не было, так как, повторюсь, был выходной). Все это я пишу для того, чтобы вы понимали, что департамент, который отвечает за видеосъемку, отсутствовал. Велась ли запись в тот день, никто так подтвердить и не смог. В итоге всю вину за нарушение инструкции в части осуществления и хранения видеозаписи повесили на меня, так как я являлась руководителем управления конкурса», — рассказывает женщина.
По ее словам, коллеги советовали ей написать заявление об уходе по собственному желанию. «Сбив с толку, вынудили написать объяснительную», — говорит она. Айгерим утверждает, что во время отъезда президента быстро прошло заседание дисциплинарной комиссии, где ей вынесли строгий выговор.
«Но и на этом все не заканчивается, меня также вынуждают уйти по собственному желанию. Я, может быть, и ушла бы, так как работать было уже невозможно, однако в этот момент я узнала, что нахожусь в положении. Другие мои коллеги, которые вышли с декрета, были ошарашены всеми изменениями и в целом обстановкой в центре. В итоге они написали об уходе по «собственному» желанию, потому что понимали, что работать им не дадут... После того как я предоставила справку о беременности в отдел кадров (срок был уже 12 недель), начальник отдела кадров мне прямо в лицо сказала, что справка мне эта не поможет, будет служебное расследование, по итогам которого тебе ничего не поможет. Все так и случилось... Бывший вице-президент Аскаров дал поручение юридическому департаменту провести служебное расследование во время моего нахождения на больничном. Соответственно, у меня находят якобы нарушения незначительного характера, которые я обосновала на дисциплинарной комиссии, однако на следующий день я была уволена. По факту грубые нарушения трудового законодательства и прав работников центра — помимо известных обращений и жалоб на имя главы государства, в администрацию президента, министерство образования — породили на сегодня три! судебных разбирательства о незаконном увольнении — вместе с моим еще и бывшего главного бухгалтера и бывшего директора юридического департамента», — рассказывает женщина.
Она уверена, что наличие судебных разбирательств должно быть сигналом для руководства Минобразования.
«Это означает, что далеко не все так благополучно в центре и что ситуация грозит социальной напряженностью и конфликтами, что Мелдешов не в состоянии выстроить грамотную кадровую политику и не способен найти общий язык с коллективом. (…) Центр он превратил в «частную лавочку»: на должности руководителей назначает своих родственников, перекраивает структуру, вертит департаментами и отделами, как ему вздумается, без каких-то законных, объективных оснований, захотел избавиться от кого-то – пожалуйста, оказывается, такая должность и не нужна! Очень удобная лазейка для работодателей, особенно, учитывая, что судьи предпочитают не заморачиваться и не вмешиваться в оперативную деятельность квазигосорганизаций. Прошу разобраться, уважаемые журналисты, общественность, вмешаться с целью защиты моих прав как будущей мамы, я на сегодня нигде не работаю, никаких дополнительных источников дохода не имею, прошу вас помочь восстановить справедливость, потому что, честно говоря, особо веры и доверия к государству уже не осталось. Подумайте, ведь на моем месте мог оказаться кто угодно», — завершила свой рассказ Айгерим.
Что скажет ЦМП?
Мы обратились в АО «ЦМП» за комментарием по поводу заявления Айгерим Макажановой. В центре уточнили, что уволилась она по собственному желанию в 2015 году, проработав до этого 2 года в качестве менеджера департамента организации конкурсных процедур, в 2016 году вернулась на аналогичную должность, заняв место «временно отсутствующего сотрудника».
«12 июня 2017 года она была переведена на должность начальника управления организации конкурса департамента организации конкурсных процедур АО «Центр международных программ». Неисполнение и ненадлежащее исполнение Макажановой (Абдуллаевой) Айгерим служебных обязанностей было выявлено вследствие проверок, проведенных в период с 18 по 26 января 2018 года. За нарушение инструкции по приему документов и проведению конкурсного отбора в пределах компетенции работника Макажанова была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде строгого выговора с вынесением приказа.Также в начале текущего года был проведен прием документов на обучение в рамках межправительственных соглашений. Прием документов был проведен через канцелярию общества и направлен на проверку в департамент организации конкурсных процедур. Здесь также со стороны Макажановой был выявлен ряд нарушений: в 10 из 13 принятых ею пакетов документов был обнаружен факт нарушения (нехватка документов, отсутствие оригиналов документов, излишние документы). 22 мая 2018 года приказом и.о. президента общества был вынесен приказ о наложении на Макажанову дисциплинарного взыскания в виде расторжения трудового договора по инициативе работодателя. После увольнения Макажанова подала иск в суд о признании незаконным и отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания от 6 апреля 2018 года, о признании незаконным и отмене приказа о расторжении трудового договора от 22 мая 2018 года, о восстановлении на работе с выплатой среднемесячной заработной платы за время отсутствия на рабочем месте, но судом Есильского района Астаны ей было отказано», — высказались в центре.
Ранее сотрудники ЦМП уже критично высказывались в адрес президента Мелдешова, но, как сообщили нам в центре, претензии не нашли подтверждения.
«С момента начала работы Мелдешов с целью оптимизации работы провел изменения в структуре, при этом штатная численность сотрудников не изменилась, однако были сокращены финансовые средства, направленные на содержание центра и реализацию стипендии «Болашак». Экономия составила более 7 млрд тенге. Также стоит отметить, что летом 2017 года в АО «Центр международных программ» была проведена комплексная проверка, по итогам которой нарушений не было выявлено, также жалобы о наборе на работу Мелдешовым не были подтверждены», — уверяют в центре.
О судах и не только
Высказались в ЦМП и об упомянутых судебных разбирательствах.
Каратаева работала главным бухгалтером АО «Центр международных программ» в течение 9 лет. За данный период времени было выявлено хищение 472 млн тенге бюджетных средств. В начале текущего года Каратаева подала иск в суд о признании незаконными приказов, о восстановлении на работе и оплате за время вынужденного прогула, в чем ей судом Есильского района было отказано. Стоит отметить, что в конце 2017 года суд признал виновным заместителя главного бухгалтера в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного статьей 189 частью 4 пункта 2 «Присвоение или растрата вверенного чужого имущества в особо крупном размере» УК РК, и назначил ему наказание в виде 8 лет лишения свободы.
А Данаевой 11 декабря 2017 года было подано заявление об увольнении по собственному желанию. Заявление было мотивировано тем, что была изменена структура, и должность директора юридического департамента была упразднена. Данаевой была предложена должность менеджера. После выхода приказа об увольнении Данаева подала в суд с рядом требований, но судом Есильского района ей было отказано.
Высказались в ЦМП и о «сотрудничестве с сомнительными компаниями».
«АО «Центр международных программ» создано 4 апреля 2005 года и является организацией квазигосударственного сектора, исходя из чего все закупки компании осуществляются путем государственных закупок, то есть все расходования средств на приобретение услуг и товаров производятся через портал государственных закупок, принять участие в тендере может любая компания, соответствующая требованиям портала», — заявили в центре.
Единственным пунктом, оставшимся без комментариев, стало заявление Айгерим Макажановой о том, что Эльмира Суханбердиева проходила собеседование индивидуально и в выходной день. В центре обещали ответить позже, но пока однозначного ответа о достоверности этой информации нет.
ИА «NewTimes.kz» ЗАПРЕЩАЕТ копировать и перепечатывать материалы агентства с пометкой «Эксклюзив», а также их фрагменты. ЗАПРЕТ распространяется на все зарегистрированные СМИ, а также паблики в Instagram.