Впервые в 2015 году Нурсултан Назарбаев в ходе общенационального телемоста заявил о необходимости создания бренда Казахстана как Страны Великой степи.
«Начинаю думать над вопросом: например, Япония называется Страной восходящего солнца, Корея - Страной утренней свежести, Нидерланды - Страна тюльпанов, Китай – Поднебесная империя. Мы – страна Великой степи», — сказал тогда Н.Назарбаев.
Это предложение Президента помимо имиджевой задачи создания узнаваемого бренда содержало и идеологический потенциал, который раскрывается уже в программной статье «Семь граней Великой степи». Само название статьи и ее первая глава отчетливо показывает, что в идеологическом дискурсе Казахстана центральную роль начинают играть пространственно-временные маркеры нации. Мера всех вещей и мера всех событий нашей истории - идеологемы пространства и времени предполагают не только конструирование и реконструирование индикаторов, соответствующих современному моменту, но и определяющих место предков казахов в истории человеческой цивилизации.
Елбасы в духе исследователя-культурантрополога системно разворачивает всадническую культуру кочевых народов, породившую могущественные империи своего времени с их технологическими новшествами, древней металлургией и эстетикой звериного стиля, с Золотым человеком.
Оперируя всей совокупностью этнических характеристик (территория, история, язык, религия), каждая из которых охватывает некое поле будущего моделирования нации, Н.А.Назарбаев делает акцент на тюркской идентичности. Пространственные идеологемы напрямую связаны с историей тюрков и цивилизующим воздействием средневековых городов.«История и география сформировали особую модель преемственности тюркских государств, великих степных империй. На протяжении многих веков они последовательно сменяли друг друга, оставив свой значительный след в экономическом, политическом и культурном ландшафте средневекового Казахстана», — пишет Елбасы.
«С момента своего возникновения карта Великого шелкового пути в большей степени располагалась в пределах тюркских империй» - посыл этого вербального построения Президента, как мне кажется, включает в себя обновленное освоение пространства (топоса) и нацеленность на ресакрализацию ойкумены – места обитания народа.
Представленные во второй части статьи конкретные социо-культурные, научно-академические программы и проекты, как «Архив-2025», Парк-энциклопедия «Великие имена Великой степи», деятельность по созданию и распространению научно-популярной серии «Выдающиеся личности Великой степи» – «Ұлы Дала тұлғалары», проект «Тюркская цивилизация: от истоков к современности», Дни культуры тюркских этносов, Музей древнего искусства и технологий Великой степи «Ұлы дала», «Антология степного фольклора» и т.д. – новые компоненты общенациональной программы «Рухани жаңғыру».
Имидж-название «Страна Великой степи» предъявляет всем гражданам современного Казахстана требование трансформировать идеологему в мечту с дальнейшим превращением ее в реальность. Ведь отныне Страна Великой степи должна стараться пройти эволюционный путь, что и Страна восходящего солнца (Япония), Страна утренней свежести (Корея) или Поднебесная империя (Китай). Задан новый дискурс и новый ассоциативный ряд, связанный со словосочетанием "Великая степь". Это – символическое переосвоение пространства сквозь историческую ретроспективу. Н.А.Назарбаев дал новый толчок для того, чтобы многие современные казахстанцы идею «Ұлы Дала Елі - Страна Великой Степи» начали раскрывать во всей своей глубине.
Актолкын Кулсариева,
доктор философских наук, профессор,
проректор КазНПУ им. Абая