+7 (7172) 79 78 20

Написать нам в WhatsApp: +7 (700) 402 32 92
17.09.2019 в 16:11

Как меняются Центры обслуживания населения

Первые ЦОНы появились в Казахстане 12 лет назад и с тех пор усиленно совершенствуются. За это время их работа преобразилась до неузнаваемости. С каждым годом увеличивается не только их количество, но и обособляется направленность оказываемых услуг. Так, для удобства людей созданы ЦОНы для автомобилистов, иностранных граждан, а также открыты цифровые офисы, мобильные ЦОНы, выезжающие в отдаленные населенные пункты. Во всех регионах нашей республики сегодня функционируют 328 центров обслуживания населения. Недавно открылись еще два СпецЦОНа и один ЦОН в Алматинском регионе.

Как меняются Центры обслуживания населения

ЦОНы объединили все госуслуги

Многие помнят, как ранее для получения необходимых справок и документов приходилось обивать пороги множества инстанций. Сегодня для развитых стран мира такая система ушла в прошлое. И Казахстан находится в списке этих государств. Повышение качества и доступности оказания государственных услуг – одна из самых главных целей ЦОНов. Так, все услуги предоставляются в одном месте по принципу «одного окна». Создание «Правительства для граждан» позволило объединить все услуги в одном месте. Госкорпорация стала единым провайдером госуслуг, которая ставит целью получение услуг не только в одном «окне», но и по одному заявлению. Для создания фронт-офисов нет выработанного общемирового шаблона, в каждой стране работа выстраивается с учетом собственных приоритетов, обстоятельств и ресурсов.  

Как обстоят дела в других странах

В соседней России созданы такие Многофункциональные центры, которые не связаны между собой, в отличие от казахстанских ЦОНов. Это обусловлено огромной территорией и внутренним делением. К примеру, если наши соотечественники могут получить большинство услуг в любом ЦОНе страны без привязки к месту проживания, то в России такой связи не существует – нужно обращаться только в свой центр. Более того, в наших ЦОНах можно получить 635 госуслуг, а в российских МФЦ – чуть более 100. Получается, что ЦОНы Казахстана в 6 раз полезнее.

Разница существует и в брендировании. В Казахстане любой ЦОН можно узнать по единому логотипу, а в России у МФЦ каждой области свой бренд. Более того, российские специалисты хотят перенять казахстанский опыт по созданию спецЦОНов для автомобилистов. У соседей на данный момент все операции проводятся через ГАИ. Фронт-офисы для водителей – это без преувеличения прорывной казахстанский проект, на работу которого приезжают посмотреть эксперты со всего мира. В странах СНГ такие спецЦОНы есть только на территории Казахстана и Грузии. Но в последней нет автоматизированного автодрома. Соответственно практический экзамен у них все еще принимает сотрудник полиции, у нас это делает автоматическая система. Поэтому спецЦОНы – весьма эффективный инструмент по борьбе с коррупцией. При получении водительских удостоверений полностью исключен человеческий фактор, то есть система допускает человека на экзамен в автодром только в случае прохождения теста. После того, как гражданин сдал экзамен, сведения передаются на изготовление прав.

Первый ЦОН для автомобилистов появился в Караганде в 2012 году. Сегодня в Казахстане функционируют 24 спецЦОНа. Из них 6 – в Алматы, 2 – в Шымкенте, в остальных регионах по одному. Уже на этой неделе будет запущен еще один специализированный ЦОН в Шымкенте.

Если рассматривать подход к работе по оказанию госуслуг шире, то ярким примером для подражания является Эстония. Специалисты данного государства ушли намного вперед. Здесь практически все госуслуги переведены в электронный формат. Довести до идеала эту систему эстонцам было не так сложно, ведь страна небольшая - с трехмиллионным населением, поэтому практически все их данные уже оцифрованы. Казахстан тоже движется в этом направлении. Депутат мажилиса парламента, один из разработчиков законопроекта о госуслугах Майра Айсина считает, что с каждым годом информационные системы всех наших госорганов совершенствуются.

«Территория у нас огромная, поэтому пока не везде есть интернет, но мы поэтапно идем к тому, чтобы сделать его доступным в каждом уголке страны. Перед правительством поставлена задача ускорить этот процесс. Большой объем работы по линии цифровизации данных. Акты с 2007 года доступны в электронном формате, а до этого времени вся документация хранилась в бумажном виде, поэтому сейчас она постепенно оцифровывается для того, чтобы быстро находить какие-то документы. Как и при любом процессе развития, есть сложности, но у нас есть все возможности их преодолеть», - говорит Майра Араповна.

Технологический прорыв в сфере оказания госуслуг

В нашей стране многие услуги сегодня можно получить онлайн. Большинство граждан так и поступают. По данным казахстанских СМИ, количество оказанных услуг традиционным способом в ЦОНах сократилось более чем на 2 миллиона по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сегодня из 742 госуслуг 71% доступно онлайн. Их можно получить через портал Egov.kz, мобильное приложение Mgov и через специальный бот в телеграме EgovKzBot.

Чтобы соответствовать вызовам современности, по всей стране стремительно открываются цифровые офисы. От обычных они отличаются полным самообслуживанием и наличием классов для обучения. Любого посетителя здесь готовы научить пользоваться компьютером, сайтом электронного правительства и даже показать, как заказывать услуги онлайн. Все это совершенно бесплатно.

Более того, «Правительство для граждан» считает своей миссией обучить казахстанцев навыкам получения госуслуг в электронном формате. С начала года более 800 тысяч граждан научились пользоваться порталом Egov.kz и получили сертификаты. Также сотрудники госкорпорации системно выезжают в различные госорганы и проводят обучение. Внимание граждан к цифровым новшествам они привлекают различными акциями. Было проведено более 1700 различных разъяснительных встреч, охвачено 132 тысячи жителей сел и городов за последние два месяца. В основном курсы проводили в общественных местах – торговых домах, базарах, парках, а также в госучреждениях - поликлиниках, больницах, акиматах, университетах и других местах. Пользоваться телеграм-ботом обучали даже в городском транспорте.

«Обучить граждан навыкам пользования электронным порталом – наша главная миссия. Для нас очень важно, чтобы люди могли получать все услуги сами, не выходя из дома. А в ЦОН ходили только за самым необходимым, и за теми услугами, которые еще не переведены в электронный формат», –  считает председатель правления госкорпорации «Правительство для граждан» Асемгуль Балташева.

По словам Майры Айсиной, некоторые граждане все же до сих пор не могут отвыкнуть от того, что нужно приходить в ЦОНы, где им помогают консультанты.

«Этот менталитет нам нужно менять. Самая главная задача всех госорганов на сегодня – это учить людей, чтобы они могли самостоятельно получать электронные услуги с помощью мобильных телефонов. Сейчас смартфоны есть у каждого. Некоторые из наших соотечественников еще не до конца оценили все преимущества цифрового мира. Но многие, конечно, благодарят за такие нововведения, оценивают быстроту, качество оказания услуг», – отметила эксперт.

Перспективным направлением по линии оказания госуслуг во всем мире является биометрия. Это – возможность получения документов, справок и иных услуг через сканирование лица или по отпечатку пальца. В Казахстане активно работают над реализацией данной задумки.

ЦОН для иностранцев

Отдельные фронт-офисы ЦОНов начали открываться для иностранных граждан во всех мегаполисах и областных центрах. Теперь гости страны могут получать услуги по принципу «одного окна» в кратчайшие сроки. Приведем пример, если ранее на выдачу и продление разрешений на работу мигрантам приходилось тратить от трех до пяти дней, то сейчас этот процесс осуществляется через миграционные ЦОНы в течение двух часов.

Здесь трудовым мигрантам оказываются все необходимые услуги, включая медицинский осмотр, дактилоскопию, оформление страхового полиса и присвоение ИИН.

Быстрые услуги в комфортных ЦОНах

Курирующая работу ЦОНов организация «Правительство для граждан» оказала 15 млн госуслуг за полгода. На сегодня они приняли решение увеличить количество фронт-офисов для автомобилистов в мегаполисах. И как стало известно, после технического перерыва длиной в месяц возобновил работу ЦОН №2 Алатауского района города Алматы. Еще два специализированных ЦОНа начали функционировать в Алматинском регионе. К тому же, вновь открыл свои двери ЦОН в Алмалинском районе, таким образом в данном районе теперь действуют два центра обслуживания населения. К ноябрю обновятся фронт-офисы Атырау и Туркестана. Жители этих городов смогут уже получать госуслуги в обновленных, просторных фронт-офисах – здания ЦОНов будут находиться в комфортабельных помещениях. Большая работа проводится для создания удобств при получении госуслуг. Это касается как технически исправной работы всех сервисов, так и оснащения фронт-офисов всем необходимым для комфортного пребывания граждан.

Резюмируя, следует подчеркнуть, что в ЦОНах постоянно совершенствуют бизнес-процессы, оптимизируют работу, внедряют новые решения, чтобы максимально упростить взаимодействие между гражданином и государством. Помните, еще не так давно многие справки нужно было ждать днями, а некоторые и неделями. Сегодня ту же справку о наличии недвижимости вам выдадут моментально, ее можно скачать в два клика. Таким образом, стремительный прогресс работы ЦОНов виден невооруженным глазом.  


Редакция

Новости Казахстана

Полное воспроизведение или частичное цитирование материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы агентства могут быть использованы только с указанием авторства «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. Реклама на сайте

Республика Казахстан, 010000
г. Нур-Султан (Астана), К. Сатпаева, 13А
Тел.: 8 (7172) 797820
Email: n.times@mail.ru

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика