Есть всего 30 секунд, чтобы спасти ушедшего под воду человека. Еще 5 минут — на его реанимацию. 33-летний житель Темиртау Андрей Семенов успел. Он откачал утонувшую 6-летнюю девочку, передает корреспондент ИА «NewTimes.kz».
Инцидент произошел 16 июля на частном пляже в Темиртау. Андрей Семенов был на берегу, когда громко закричала находившаяся в воде женщина: она тащила к берегу девочку. Та была без сознания.
«Я бросился к ней, подхватил, вытащил на берег. Она не дышала, никаких признаков жизни не подавала. Начались крики, паника. Вокруг столпились отдыхающие, наперебой стали советовать, что делать. Я видел только ребенка, слышал свое дыхание и считал: раз, два, три… Тридцать нажатий на грудную клетку и два выдоха в рот, тридцать нажатий и два выдоха», — рассказывает Андрей Семенов.
«Господи, не дай ребенку умереть»
Мужчина признается: ему показалось, что он делал искусственное дыхание вечность.
«Я думал только об одном: господи, не дай ребенку умереть. Пусть она живет!» — вспоминает Андрей.
Люди вокруг возмущались: где спасатели, медики, родители? Кто-то вызвал скорую помощь. Андрей продолжал реанимировать девочку.
«Через какое-то время у нее изо рта пошла вода. Я перевернул девочку, надавил на спину. Потом опять делал искусственное дыхание, и опять пошла вода. Она приоткрыла глазки… Все, жива!» — восклицает мужчина.
«Она еще не двигалась и не пришла в себя, я поднял ее на руки, отнес в тень. В этот момент подбежала барменша, сказала, что она — медик и что нужно вытащить язык», — добавляет он.
Нашлась мама девочки, приехала скорая. Мужчина передал ребенка врачам. А сам отошел от людской суматохи, чтобы унять волнение. Говорит, немного дрожали руки. Кто-то передал ему спешно отброшенные в сторону очки и бейсболку. Люди благодарили, хлопали по плечу, говорили: «Молодец, ты спас жизнь!».
«Я так не хотел в тот день идти на этот пляж. Видимо, Бог привел. Нужен я был там, чтобы спасти», — размышляет Андрей.
«Откуда знаю, как делать искусственное дыхание?.. В кино видел», — уточняет он.
«Всем мое материнское спасибо»
6-летнюю Улжан отвезли в реанимацию. На следующий день Андрей Семенов увиделся в больнице с мамой девочки — Лейлой Жарбосыновой. Женщина со слезами крепко обняла спасителя, взяла за руки, благодарила.
«Я искала вас, чтобы сказать спасибо, обнять», — взволнованно сказала мама девочки.
«Еще женщина там помогла, и мужчина помог. Всем мое материнское спасибо», — добавила она.
У Лейлы Жарбосыновой — пять дочерей, Улжан — самая младшая. В тот день женщина с родственниками отдыхали на пляже. Детей отправили купаться: старшая 16-летняя сестра должна была присматривать за младшей, не умеющей плавать. Отвлеклась в какой-то момент, этого хватило, чтобы ребенок захлебнулся…
«Прибежала старшая дочка и сказала, что Улжан утонула. Спасибо Андрею, спас моего ребенка», — вытирает слезы Лейла.
Позже медики скажут: если бы не первая помощь, оказанная девочке, она, возможно, погибла бы. Мать снова вытирает слезы: «Даже представить страшно! Никогда больше не пойду на озеро».
«Конечно, в таких местах должны быть профессиональные спасатели и медики, ведь все могло обернуться иначе. У меня получилось, повезло, хотя я делал искусственное дыхание впервые. Я потом спрашивал у парней, которые там следили за прокатом катамаранов: «Где спасатели?». Мне сказали, что они уволились. Я их попросил: «Ну, хоть вы присматривайте, мало ли…» — рассуждает Андрей Семенов.
Буксует бюрократическая машина
Есть правила безопасности на водоемах, утвержденные приказом министра внутренних дел РК. Там четко прописаны требования к местам отдыха горожан на воде. Неважно — частный пляж или коммунальный. Должны быть спасательные посты, медики, детские пляжи… Контроль за соблюдением этих правил возложен на местные исполнительные органы. Только вот нюанс: места для отдыха горожан на воде должен определить акимат Карагандинской области и закрепить своим постановлением. Тогда и требовать можно исполнения правил безопасности на воде. Пока пляжи в Темиртау местами отдыха официально не названы: постановления областного акимата до сих пор нет, а значит, правила не работают.
Как говорят в управлении по ЧС, даже если на территории частного пляжа произойдет трагедия, не успеют спасти человека, потому что нет спасателей или медиков, ответственности никто не понесет.
Не накажешь и тех, кто купается в запрещенных местах. Определить такие места и закрепить опять же своим решением должен маслихат Карагандинской области. Не определил и не закрепил. Буксует бюрократическая машина на все колеса…
В этом году в стране, по данным с сайта комитета по чрезвычайным ситуациям, утонули 154 человека, из них — 58 детей. Это больше, чем в прошлом году. Из погибших — 141 человек (из них — 53 ребенка) утонул в необорудованных для купания местах и 13 человек (из них — 5 детей) в оборудованных местах.
Только за неделю — с 8 по 14 июля — на водоемах страны погиб 61 человек, из них — 22 ребенка.
Не устают повторять сотрудники ЧС: не спускайте глаз с детей, не купайтесь в запрещенных местах. Только официально в Темиртау нет ни разрешенных, ни запрещенных мест. Сотрудникам ЧС только и остается, что констатировать печальную статистику, раздавать листовки отдыхающим и рекомендации владельцам частных пляжей да искать трупы утонувших…
Наталья Вернадская,
фото автора