В минувшие выходные в Турции прошли выборы президента. Несмотря на высокую явку избирателей ― почти 90%, ни один из трех кандидатов не набрал нужное количество голосов. Двое соперников ― Эрдоган и Кылычдароглу продолжат борьбу во втором туре, который, скорее всего, и станет решающим, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на astana.tv.
Останется ли у руля действующий президент Турции? Этот вопрос сейчас волнует каждого, в том числе самих кандидатов. Пока и Эрдоган с 49%, и его ближайший соперник Кемаль Кылычдароглу, набравший 45%, дышат, как говорят, друг другу в затылок. Разница между кандидатами ничтожно мала — всего около 4%, но она решающая.
«Я верю, что с окончательными результатами эта цифра вырастет намного больше. Если решение нашего народа покажет, что выборы завершены, тогда проблем нет. Мы твердо уверены, что будем продолжать служить нашей нации в течение следующих пяти лет», — заявил действующий президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
Явка оказалась рекордной с 2000 года, превысив 88%. Видимо, турецкий народ настроен на перемены. Тем более что второй кандидат — прозападный Кемаль Кылычдароглу в случае прихода к власти обещает обеспечить переход от «суперпрезидентской республики» к парламентской. К слову, когда-то именно с таким девизом на выборы выходил и Эрдоган.
«Несмотря на все свои клеветнические кампании и оскорбления, Эрдоган не получил того результата, которого ожидал. Никто не должен приходить в восторг от свершившегося факта. Выборы не выигрываются на балконе. Данные о выборах все еще продолжают поступать. Если наша нация примет решение о втором туре, то мы с радостью примем это. Мы обязательно победим на этих выборах во втором туре. Все это увидят», — заявил кандидат в президенты от турецкой оппозиции Кемаль Кылычдароглу.
Для Эрдогана такое, пожалуй, впервые: прежде до второго тура не доходило. Теперь же против него играет сразу несколько факторов. Ему ставят в вину рост цен, девальвацию лиры, как следствие, плачевное состояние экономики. В июне 2022 года инфляция в Турции превысила 78%, а продукты подорожали на 93%. Наконец, масла в огонь добавило землетрясение 6 февраля с более чем 50 тыс погибших.
Что касается того, как турецкая политика после выборов отразится на Казахстане, то эксперты сходятся в одном: вне зависимости от результатов страна будет продолжать держать курс на усиление Организации тюркских государств (политолог Досым Сатпаев), так как существование этой организации выгодно как странам Центральной Азии, так и самой Турции, которая когда-то уже обжигалась, поменяв свои внешнеполитические приоритеты с ЦА на попытку вхождения в ЕС, где ее не ждали.
«Неудивительно, что после этого внешнеполитического провала процесс усиления сотрудничества тюркских государств начался еще до Эрдогана в формате совета сотрудничества тюркоязычных стран. И только в 2021 году на основе этого совета не только появилась Организация тюркских государств, но она также приобрела еще большую значимость после начала войны в Украине, как важный инструмент развития альтернативных транспортно-логистических маршрутов, в первую очередь в рамках Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ)», ― отметил Досым Сатпаев.
Закончится или нет эпоха Реджепа Тайипа Эрдогана, который управляет страной с 2003 года ― сначала в качестве премьер-министра, а потом на посту президента, станет известно 28 мая.