пятница, 10 октября 2025 г.
icon
540.06
icon
628.25
icon
6.61
Алматы:
icon
6oC
Астана:
icon
2oC
×

Путин признал ответственность за крушение самолета под Актау

После крушения самолета азербайджанской авиакомпании под Актау отношения между Москвой и Баку заметно охладели. Но сегодняшняя встреча Владимира Путина и Ильхама Алиева в Душанбе показала, что лидеры, похоже, готовы сгладить противоречия.

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Разберем сегодняшнюю встречу лидеров и события, которые привели к напряжению между Баку и Москвой.

Встреча в Душанбе

Переговоры Путина и Алиева прошли в резиденции Кохи Сомон накануне саммита «Центральная Азия – Россия». Главной темой стал инцидент с самолетом AZAL, унесший жизни 38 человек. Путин подробно рассказал, что по итогам анализа причин катастрофы установлено: в день трагедии в небе находился украинский беспилотник, а российская ПВО фиксировала три дрона, пересекших границу. Две ракеты, запущенные системой обороны, не попали в самолет напрямую, но взорвались рядом – судно, по словам президента, задели обломки.

Российский лидер подчеркнул, что экипажу AZAL предлагали совершить посадку в Махачкале, но пилоты приняли решение продолжить полет. Путин заверил, что Россия даст правовую оценку действиям ответственных лиц, окажет полное содействие следствию и обеспечит компенсации. Он напомнил, что уже приносил Алиеву личные извинения и выразил глубокие соболезнования семьям погибших. «Нужно время, чтобы окончательно поставить точку в этом деле», – отметил президент.

Алиев поблагодарил Путина за личный контроль расследования и заявил, что не сомневается в его объективности. Он подчеркнул, что с первых часов после катастрофы лидеры оставались на связи. Стороны заявили о намерении сохранить союзнические отношения и продолжить сотрудничество «в духе доверия».

Декабрь 2024. Трагедия под Актау

Крушение Embraer-190 азербайджанской авиакомпании AZAL под Актау стало переломным моментом в отношениях двух стран. Самолет, выполнявший рейс Баку-Грозный, разбился в Мангистауской области: 38 погибших, 29 выживших. Россия сразу заявила, что причиной стало столкновение с птицами, но в Баку усомнились в этой версии и предположили «внешнее воздействие».

Президент Азербайджана Ильхам Алиев потребовал официальных объяснений, расследования и компенсаций. Он резко раскритиковал медлительность Москвы и заявил, что Россия должна признать свою ответственность. Кремль вину отрицал, ограничившись соболезнованиями. Путин извинился лишь за то, что трагедия произошла в российском воздушном пространстве.

Январь-май 2025. Охлаждение отношений

После отказа России признать вину Азербайджан стал постепенно ограничивать российское присутствие. В Баку фактически приостановили работу «Русского дома», сократили культурные и информационные программы.

Своеобразным символом разлада стал отказ Алиева приехать в Москву на Парад Победы 9 мая – в Кремле это восприняли как недружественный шаг.

Читайте также: «К счастью, приземлился в Казахстане, а не в России»: Алиев о крушении самолета

Июнь 2025. Гибель азербайджанцев в Екатеринбурге

В июне отношения обострились еще сильнее. После массовых задержаний азербайджанцев в Екатеринбурге погибли двое мужчин. Российские следователи заявили, что один умер от сердечной недостаточности, однако экспертиза, проведенная в Азербайджане, показала множественные переломы и следы побоев. Власти Баку обвинили Москву в жестоком обращении и потребовали наказать виновных.

Ответ был жестким – в Азербайджане начали массово отменять концерты российских артистов, визиты делегаций и культурные мероприятия.

Июль 2025. Обыски в Sputnik Azerbaijan

Вскоре в Баку прошли обыски в офисе Sputnik Azerbaijan. Были задержаны семь сотрудников, включая главного редактора и директора. Им предъявили обвинения в финансовых махинациях и незаконной деятельности.

Читайте также: Власти Азербайджана снесли памятники героям ВОВ

Россия вызвала посла Азербайджана, потребовала освободить журналистов и выразила «серьезную озабоченность» происходящим.

Август-сентябрь 2025. Ожидание результатов

К этому моменту отношения фактически заморозились. Казахстанская сторона продолжала расследование причин крушения под Актау. В предварительном отчете Минтранса Казахстана основной версией стало поражение ракеты ПВО, предположительно комплекса «Панцирь-С1». Самолет мог попасть в зону действия системы, изменив маршрут из-за непогоды.

Окончательный отчет обещан до конца 2025 года.

Читайте также: Это мы сбили самолет – российский политолог о конфликте Баку с Москвой

Встреча Путина и Алиева, вероятно, не станет мгновенным переломом в отношениях, но показала – обе стороны, видимо, осознали предел конфронтации. После почти года напряженности, обвинений и взаимных демаршей Москва и Баку вернулись к дипломатическому языку. Однако доверие, однажды подорванное трагедией под Актау, восстановить будет непросто. Все теперь зависит от прозрачности расследования, готовности России признать ошибки, если они будут доказаны, и от того, превратится ли нынешний диалог в реальное сближение, а не в политическую паузу до следующего кризиса.

Что думаете об этом?
Нравится 1
Мне все равно 0
Забавно 1
Сочувствую 1
Возмутительно 0