суббота, 23 ноября 2024 г.
icon
498.34
icon
519.72
icon
4.85
Алматы:
icon
2oC
Астана:
icon
-5oC
×

Цифровые технологии активно внедряются в сферу образования Костанайской области

Руководитель управления образования акимата Костанайской области Василий Цымбалюк в интервью корреспонденту ИА «NewTimes.kz» рассказал о внедрении STEAM-образования в школах региона и других актуальных вопросах образовательной сферы.

Василий Александрович, какая работа проводится ведомством по вопросу превенции коррупции в системе образования?

— Задача превенции коррупции — одна из первоочередных, поставленных главой государства Касым-Жомартом Токаевым. Ведь именно на нас, педагогах, лежит ответственность за воспитание у граждан культуры неприятия коррупции с самого раннего детства.

Считаю, приоритетом всего педагогического сообщества должна стать консолидация для искоренения коррупции в системе. С этой целью в Костанайской области повсеместно внедрена автоматизация очередности в детские сады и подачи заявления в первые классы.

Для исключения человеческого фактора и обеспечения прозрачности предоставления государственных услуг из 34 госуслуг сферы образования уже 11 переведены в электронный формат. На очереди установка автоматизированных систем в сфере специального образования. В рамках оптимизации площадей в 91 школе кабинеты директоров переведены на первый этаж здания.

Делается многое и в работе с детьми. Повсеместно открыты школы добропорядочности, магазины честности, действуют клубы «Адал Ұрпақ» с охватом более 12 тыс школьников. Последняя наша инициатива — разработка памятки для родителей и учащихся «Как поздравить учителя, не нарушая закон».

Сфера образования в силу своей специфики — наличия государственного финансирования, вовлеченности большого количества населения, предоставления услуг населению — находится в зоне высоких коррупционных рисков.

Уверен, в системе противодействия коррупции основополагающим звеном является выявление и минимизация рисков, условий и причин, сопутствующих возникновению коррупции. Мы целенаправленно обучаем руководителей, главных бухгалтеров по выделению критических точек, сигналов опасности такого рода правонарушений. И работа в этом направлении продолжается.

Сегодня у нас актуальна модель непрерывного образования. Что делается в плане раннего развития детей?

— Идея непрерывного образования в современном обществе отвечает на многие вопросы, волнующие родителей. Такая модель направлена прежде всего на позитивную социализацию детей от рождения до трех лет.

Важно, что дети с раннего детства приобщаются к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, у них происходит развитие социальных навыков и навыков самообучения.

Для этого в области мы стремимся объединить усилия педагогов детских садов и семей. Включение родителей в совместную деятельность с детьми, работа над семейными проектами создают условия для всестороннего развития детей.

Обновление дошкольного образования ведется с учетом модели 4К (развитие креативности, критического мышления, коммуникабельности и умения работать в команде) — задачей, поставленной в послании Елбасы.

С этой целью ведется работа по внедрению идей НИШ в систему дошколы с акцентом на STEAM-образование. Сегодня более 1,5 тысячи детей охвачены легоконструированием, широко внедряется методика геймификации — использование игрового мышления и динамики игр для решения образовательных задач, запущен эксперимент по раннему развитию дизайн-мышления у детей в Костанае, Рудном, Мендыкаринском районе. Все это способствует развитию креативности их мышления, функциональной грамотности. А значит, новое поколение казахстанцев будет активным и конкурентоспособным.

Как обстоит вопрос с кадрами в системе образования региона?

— Путь к повышению качества образования в условиях глобальных тенденций лежит через инновации. И эта задача не выполнима без высококвалифицированных педагогов. Елбасы Н.А. Назарбаев справедливо отмечал: «Елдің келешегі — ұстаздың қолында» (Будущее страны — в руках учителей)».

В сфере образования Костанайской области трудится более 20 тысяч педагогов, воспитателей, мастеров производственного обучения. Больше половины из почти 13 тысяч школьных учителей — с высшей и первой категориями.

Около 4 тысяч педагогов школ, или каждый третий, успешно прошли национальный квалификационный тест и получают доплату от 30 до 50% от оклада. В области 70 педагогов-мастеров, свыше 1100 педагогов-исследователей, более 2,7 тысячи педагогов-экспертов и модераторов.

Высокий учительский потенциал позволяет внедрять инновации. В текущем году действуют 69 экспериментальных площадок и 97 пилотных школ. В приоритете — внедрение трехъязычия, переход на латиницу, краеведение и инклюзивное образование. Среди результатов экспериментальной деятельности — создание цифрового ресурса «Познай свою землю», разработка комплекса коммуникативных настольных игр, открытие новых школьных музеев.

Учитель новой формации должен быть и консерватором, и творцом одновременно, и здесь невозможно отделить одно от другого. Талантливый учитель должен уметь сочетать в своей работе лучшие традиции казахстанского образования с самыми современными инновационными технологиями.

Убежден, основой любого образования всегда будет личность учителя, который несет ученикам не только знания, но и уроки нравственности и морали, закладывает основы патриотизма в души и сердца детей.

Мы знаем, что большое внимание в сфере образования уделяется и механизму ГЧП с целью ввода в эксплуатацию новых образовательных объектов. Какая работа проведена в этом году?

— Вопрос развития сети школ и детских садов волнует многих родителей. И в решении этого вопроса большую роль играет государственно-частное партнерство. В развитие сферы активно привлекаются ресурсы бизнес-структур: на сегодняшний день каждый третий детский сад области и каждое пятое дошкольное место — в частной собственности.

За четыре года в Костанайской области построены и действуют 26 дошкольных организаций — это 2750 мест в садах, в том числе 2200 мест в рамках размещения госзаказа.

Отмечу, что из этих 26 организаций 16 успешно введены по механизму ГЧП на общую сумму 1 миллиард тенге, что позволило дополнительно открыть около 2 тысяч дошкольных мест и обеспечить рабочими местами более 200 педагогов.

Кроме того, сейчас в городе Рудном реализуется проект ГЧП по реконструкции детского сада на 265 мест с целью уменьшить очередность в детские дошкольные учреждения и создать дополнительные рабочие места. Уверен, активное привлечение бизнес-структур может помочь решить вопрос с нехваткой студенческих общежитий в колледжах области и обеспечить места в детских садах.

Как решается проблемный вопрос с малокомплектными и аварийными школами?

— Проблема трехсменных школ в области на данный момент уже решена. Благодаря введению двух школ на 900 мест каждая в областном центре дефицит мест полностью восполнен. Сложнее обстоит вопрос с аварийными школами. Три школы области признаны аварийными. Для решения данной проблемы уже ведется строительство школы в Аулиекольском районе взамен Аманкарагайской средней школы №2 на 320 мест, на что из республиканского бюджета выделено свыше 1 миллиарда тенге. Новая школа примет учеников уже в следующем году.

Постепенно решается вопрос строительства школ взамен аварийных в Амангельдинском и Карасуском районах. Пока же там проведен текущий ремонт, направленный на поддержание качественных условий для получения образования. Считаю, что в течение ближайших лет благодаря поддержке государства мы сумеем решить эту проблему.

Сегодня популярностью пользуется так называемое STEAM-образование. Как оно внедряется в Костанайской области?

— Внедрение STEAM-образования — это еще одна задача, поставленная Елбасы. И мы целенаправленно работаем в данном направлении как в городских, так и в сельских школах. Уже создан и действует широкий спектр вариативных курсов по STEAM-образованию: технология инженерно-компьютерного трехмерного моделирования, лаборатория Arduino, моделирование объектов SketchUP 3D, технология мультимедиа, графики и анимации и другие.

С каждым годом увеличивается количество кабинетов робототехники, легоконструирования. В сельских регионах в приобретении необходимого большую помощь оказывают меценаты в рамках программы «Рухани жаңғыру».

В рамках проекта кандидата филологических наук, доцента Кокшетауского государственного университета имени Ш. Уалиханова Беллы Асланбековны Газдиевой, победителя проекта «100 новых лиц Казахстана», ведется разработка целостной системы по формированию и развитию предпринимательского и STEAM-образования в сельских школах Казахстана, в нем задействовано пять школ Карасуского района.

В школах области появляются современные STEM-лаборатории, позволяющие изучать дисциплины, интегрируемые в единую схему обучения, — естественные науки, технологию, инженерное искусство. Результаты уже есть. В Каменскуральской средней школе в рамках STEAM-образования школьники и педагоги создали проект «Виртуальное путешествие по музею «АЛЖИР»», а в ШОД имени И. Алтынсарина в рамках проекта «Познай свою землю» сейчас создается виртуальный тур по сакральным местам Костанайской области.

Ярким примером активного развития инженерного мышления может служить работа физико-математического лицея и гимназии им. М. Горького в Костанае по направлениям программирование, инженерное 3D-моделирование и робототехника. Обучение с помощью инновационного специального оборудования позволяет подготовить ребят к достижению высоких результатов на республиканском и международном уровнях.

Безусловно, важную роль в развитии данного направления играют международное партнерство, возможность сотрудничества. Так, IT-лицей «Озат» в октябре и ноябре этого года заключил меморандум о сотрудничестве с инновационными школами для одаренных детей Челябинской и Курганской областей. А значит, у нас впереди большие перспективы в данном вопросе.

Какие условия в регионе создаются для обучения детей с ограниченными способностями? Как вы считаете, должно ли быть особенным их обучение?

— На особом контроле всегда стоит вопрос инклюзивного образования. На территории области проживает свыше 10 тысяч детей с особыми образовательными потребностями. И почти 45% из них обучается в обычных классах общеобразовательных школ по индивидуальным траекториям развития. Этому немало способствует целенаправленная работа по созданию безбарьерной среды.

Примером этого может служить недавно открытая средняя школа №28 в Костанае, полностью адаптированная для инклюзивного обучения: установлены лифт, пандус, каждый кабинет оборудован рабочим местом для особых детей.

Считаю, что это правильный подход, ведь именно в общении с другими ребенок получает необходимые социальные навыки, учится контактировать и сотрудничать с детьми.

Но и специальные организации образования области получают свое развитие, в них обучается свыше 800 воспитанников. В школах города также действуют 129 специальных классов для 900 учеников, которым требуется специальный подход, 12 кабинетов психолого-педагогической коррекции, 103 логопедических пункта при школах.

Для дальнейшего развития специального образования в этом году по инициативе фонда «Болашак» в областном центре открыт кабинет поддержки инклюзии, подобные кабинеты при содействии Фонда Первого Президента РК «Қамқорлық» в 2020 году планируется открыть в городе Рудном и Карасуском районе. Также в канун Дня Независимости в Костанае планируется открытие центра реабилитации детей с особыми образовательными потребностями.

В текущем году в области открыт единственный в Казахстане центр психологической поддержки и дополнительного образования детей, при котором создан фронт-офис, функционирующий на бесплатной и анонимной основе в круглосуточном режиме психологической помощи.

Еще один актуальный вопрос — процесс цифровизации. Как происходит он в системе образования региона?

Безусловно, в условиях индустрии 4.0 важнейшим фактором инновационного развития сферы образования становится широкое внедрение цифровизации. В рамках реализации программы «Цифровой Казахстан» на сегодня все 498 школ области обеспечены широкополосным доступом к сети интернет, подключены к системе электронных журналов и дневников «Күнделік» и образовательной платформе BilimLand. По работе в данных системах область держит вторую позицию в стране.

Открыт первый в области IT-лицей «Озат», на его капитальный ремонт и приобретение оборудования направлено более 200 млн тенге. Лицей оснащен самыми передовыми технологиями, которые позволяют учащимся проектировать и творить на 3D-принтере, взаимодействовать с роботоконструктором, учиться в кабинете киберспорта, конструировать и запускать модульные дроны и квадрокоптеры, записывать и снимать кино в собственной суперсовременной цифровой киностудии.

Несомненно, этот уникальный лицей, как и центр IT-компетенций, открытый на базе Костанайского индустриально-педагогического колледжа, сыграет важную роль в подготовке квалифицированных специалистов в сфере смарт-технологий.

За два последних года обновлен более чем на треть компьютерный парк школ, благодаря помощи меценатов открыты 62 IT-класса (39 из них на селе) и 30 кабинетов робототехники на общую сумму свыше 324 млн тенге. И эти инвестиции приносят свои плоды. Школьники области уверенно завоевывают призовые места на республиканских и международных конкурсах по 3D-моделированию и робототехнике, IT-олимпиадах. Так, только ученики физико-математического лицея заняли 55 призовых мест в международных соревнованиях по 3D-моделированию и проектированию. И это не предел!

Студенты колледжей активно разрабатывают социально значимые приложения и проекты. Считаю это свидетельством верно выбранной стратегии в вопросе цифровизации.

На августовской конференции стало известно о том, что в Костанае впервые в стране будет создан союз лучших педагогов области. В чем будет заключаться суть его работы?

— Наш союз лучших педагогов — это неправительственная организация, главной целью которой является распространение, обобщение и трансляция передового опыта педагогов области, поддержка профессиональных интересов учителей. Члены союза участвуют в работе областной аттестационной комиссии, проводят педагогические лаборатории, выезды в регионы по передаче собственного опыта для педагогов, что особенно важно для учителей малокомплектных школ, которых в области 67,5%.  

В сентябре открылся ютуб-канал «Лучшие педагоги Костанайской области», где транслируются уроки, авторские лаборатории и лекции членов союза.

Его деятельность оказывает большое влияние на повышение уровня квалификации педагогов области и играет важную роль в формировании позитивного имиджа учительской профессии. Аналогов подобному союзу в нашей стране нет.

Каждый год на систему образования области выделяются немалые средства как из областного, так и республиканского бюджета. На что направляется львиная доля средств?

— Одна из наших приоритетных задач — создание условий и возможностей для равного доступа подрастающего поколения к качественному образованию, соответствующему международным стандартам. С этой целью финансирование сферы образования ежегодно увеличивается. Так, за три последних года совокупный бюджет образования в области увеличился на 19,6 млрд тенге, составив в текущем году 80,6 млрд.

Важной частью расходов является строительство новых организаций образования. В регионе ведется масштабная работа по строительству новых современных школ. Первого сентября распахнула свои двери средняя школа на 900 мест в микрорайоне «Аэропорт» Костаная на общую сумму 1,6 млрд тенге. В ноябре этого года в областном центре открылась школа-гимназия №28 на 900 мест с государственным языком обучения.

Также в городе Костанае в активно строящемся микрорайоне «Юбилейном» начато строительство школы на 1 200 мест общей стоимостью 3,2 млрд тенге.

В текущем году на капитальный ремонт 21 объекта образования области выделена беспрецедентная сумма — 2,7 млрд тенге, это почти в три раза больше, чем в прошлом году. В том числе в рамках спецпроекта «Ауыл — ел бесігі» проведен капитальный ремонт пяти объектов на общую сумму 597,6 млн тенге. Отмечу, что при проведении капитальных ремонтов объем выполняемых работ сравним со строительством новой школы, так как производится демонтаж всех конструкций и строений, кроме каркаса здания.

К примеру, это школы №21 и №30 города Костаная, введенные в эксплуатацию еще в 60-х годах прошлого столетия и впервые капитально отремонтированные только в текущем году.

Не нужно забывать, что большую часть бюджета сферы образования составляют расходы на заработную плату педагогов. Несомненно, важной мерой повышения статуса педагога является улучшение материального благосостояния учителя. Так, с 1 июня текущего года реализовано дифференцированное повышение заработной платы работникам сферы образования до 30 процентов, на что из республиканского бюджета выделено 5,9 млрд тенге.

Президент Касым-Жомарт Токаев в своем послании народу Казахстана поручил увеличить заработную плату учителей в два раза в течение предстоящих четырех лет.

Особое внимание в регионе уделяется поддержке учителей, работающих на селе. По решению местных представительных органов им осуществляется доплата в размере 25% от оклада. На эти цели только в текущем году из местного бюджета выделено 3,8 млрд тенге. Также за три последних года в рамках проекта «С дипломом — в село!» около 600 педагогов получили подъемные пособия, 400 учителям выдан кредит на приобретение жилья на общую сумму 1,3 млрд тенге.

Развитие сферы образования требует немалых вложений, но все они с лихвой окупаются созданием системных условий для получения качественного образования нового поколения казахстанцев в соответствии с требованиями времени.

Как будет работать ведомство в предстоящем году? Какие приоритетные задачи обозначены?

— Важным приоритетом системы образования является развитие сети школ с государственным языком обучением. И это еще одна задача, поставленная в послании президента К.-Ж. Токаева. Сегодня в каждой второй школе Костанайской области обучение осуществляется на казахском языке. Охват обучением на государственном языке составляет почти 40 тысяч школьников, а это каждый третий наш ученик.

«Знания — это богатство, которое нельзя потерять», — утверждал великий мыслитель казахского народа Абай. Сохраняя наследие поэта, в год 175-летия Абая средняя школа № 6 Аркалыка будет реорганизована в школу-гимназию его имени с углубленным изучением казахского языка. В ноябре открылась новая школа-гимназия с государственным языком обучения на 900 мест в Костанае. Уверен, эти меры будут способствовать развитию казахского языка как языка межнационального общения.

Остаются в приоритете вопросы цифровизации образования, превенции коррупции, развития профессионального и технического обучения в свете реализации проекта «Жас маман», в котором участвуют 10 колледжей области. В рамках предстоящей централизации образования ведется работа по приведению сети школ в соответствие с госнормативами.

Поскольку проектом новой госпрограммы развития образования и науки на 2020-2025 годы предусмотрено снижение возраста до одного года по охвату детей дошколой, уже составляется план развития сети дошкольных учреждений области на ближайшие пять лет.

Таким образом, перед сферой образования Костанайской области стоят важные задачи. Все они направлены на решение главной — обеспечение высокого качества образования для формирования будущего гражданина Казахстана, уважающего прошлое своего народа, конкурентоспособного и устремленного в будущее.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0