четверг, 18 июля 2024 г.
icon
474.62
icon
517.19
icon
5.39
Алматы:
icon
21oC
Астана:
icon
18oC
1xadv
×

Расширенное заседание правительства РК под председательством президента Касым-Жомарта Токаева. Текстовая трансляция

В Нур-Султане под председательством президента Касым-Жомарта Токаева проходит расширенное заседание правительства РК в режиме видео-конференц-связи, передает ИА «NewTimes.kz».

Фото взято с сайта 24.kz
Фото взято с сайта 24.kz

На повестке дня — итоги социально-экономического развития страны за первое полугодие 2021 года и задачи по развитию экономики в постпандемический период.

13.10 Заседание завершено.

13.08 Касым-Жомарт Токаев: Как я уже говорил, появился рынок по подделыванию документов о вакцинации. Такие факты нужно понимать, что это как прямая угроза здоровью и безопасности общества в целом. Следовательно, мера наказания также должна быть строгой. Очевидно, что это является нарушением в соответствии с административным кодексом. Необходимо срочно запустить цифровую карту вакцинации на примере единой базы тестирования. При обязательной вакцинации не должны переступать черту. Есть люди, которые не прививаются по медицинским показаниям и определенным обстоятельствам. Государственные органы, особенно мониторинговые группы, должны учитывать этот вопрос.

13.08 Касым-Жомарт Токаев: Для полной обеспеченности ГСМ в 2018 году завершена модернизация трех НПЗ. Вот здесь у нас большая проблема. Потрачено более 2 трлн тенге, в качестве одного из результатов ожидалось, что сроки ежегодного ремонта сократятся с 45 до 20 дней. А полная остановка заводов будет осуществляться раз в три года. Но количество ремонтов, сроки проведения и количество аварийных остановок не снизились. Как следствие, возникает дефицит и резкий рост цен на ГСМ. С начала года цены на топливо выросли уже на 13%. В южных регионах вынуждены отпускать ГСМ по талонам. При этом все три НПЗ частично или полностью государственные. Минэнерго, «Самрук-Казына» в частности, КМГ, должны были жестко контролировать ситуацию, поэтому вам поручается решить вопросы увеличения межремонтных интервалов НПЗ и создания демпферов для снижения колебания цен. Правительству поручается совместно с «Самрук-Казына» принять меры по наказанию виновных в ситуации с неплановой остановкой АНПЗ. Здесь вообще полный непорядок, мягко выражаясь. Это проблема — АНПЗ. В работе казахстанских НПЗ очень много серых схем, связанных с отмыванием средств. Агентство финмониторинга, счетный комитет должны приступить к работе и доложить о ее результатах в первой декаде сентября.

13.06 Касым Жомарт Токаев: Обращаю внимание на важный вопрос развития энергокомплекса и защиты окружающей среды Алматы. Я давал поручение правительству совместно с «Самрук-Казына» окончательно определиться со стоимостью и техническим решением модернизации перевода на газ ТЭЦ-2.

Правительством и фондом предлагается строительство новой парогазовой установки взамен ранее предлагавшейся модернизации угольной электростанции. Срок исполнения проекта — до конца 2026 года, я так понимаю. В принципе, я поддерживаю данное предложение и поручаю приступить к реализации проекта. Первый этап должен быть завершен в 2023 году.

13.06 Касым-Жомарт Токаев: Теперь о качестве автомобильных дорог. Этот фактор играет ключевую роль в повышении транспортного потенциала страны. При этом качество ремонта дорог по-прежнему вызывает справедливые нарекания. Это особенно актуально в отношении платных дорог. Недавние протесты дальнобойщиков и перевозчиков — тому подтверждение. Введение платных дорог — это правильное решение, соответствующее общей мировой практике. Строить дороги только за счет бюджета в такой огромной стране невозможно.

Кроме того, Казахстан должен зарабатывать на транзите. Но для этого важно обеспечить высокое качество таких дорог и отличный придорожный сервис. Бизнес и граждане должны понимать, что называется, чувствовать новое качество дорожной инфраструктуры. Прошу правительство держать данный вопрос на особом контроле.

13.04 Касым Жомарт Токаев: Сегодня увеличиваются жалобы бизнеса на необходимость пересмотра утилизационного сбора на автомобили, в первую очередь на седельные тягачи. 

Утильсбор за один тягач в среднем составляет 1,6 млн тенге. Для грузоперевозчиков утилизационный сбор представляет существенную нагрузку, которая негативно влияет на обновление автопарка. В Казахстане на международных перевозках грузов задействовано около 7,5 тыс седельных тягачей, в России на международных перевозках — 34 тыс, в Беларуси — 15 тыс, в Узбекистане — 8 тыс. Отечественные предприятия теряют позиции на рынке. Мы проигрываем борьбу со своими соседями. 

С 2017 года доля отечественных перевозчиков на рынке международных автомобильных перевозок сократилась более чем в полтора раза. Поэтому правительству следует подготовить предложения по совершенствованию государственной политики в данной сфере, в том числе по вопросам утилизационного сбора.

13.02 Касым-Жомарт Токаев: Государственные служащие должны мобилизоваться в этот критический для нашего государства момент. Вам следует проявлять инициативу, исполнительность, желание и умение принимать столь необходимые оперативные решения. Безынициативные, равнодушные чиновники нам не нужны, от такого балласта следует избавляться. Правоохранительные органы обязаны проявлять бдительность, оперативность, объективность в отношении коррупционных проявления в работе госаппарата. Реально виновных привлекать к ответственности согласно закону. 

Следует обратить особое внимание на госзакупки, так как эта сфера по-прежнему является непрозрачной. Такого же внимания заслуживают злоупотребления при дорожном и других видах строительства, особенно затрагивающих крупные и средние инфраструктурные проекты. Словом, системная и последовательная борьба с коррупцией должна оставаться нашим неизменным приоритетом. Государственный аппарат должен быть собран и нацелен на результат.

13.00 Касым-Жомарт Токаев:  Принципиально иные подходы в борьбе с коронавирусом касаются не только медицинских аспектов, но и ограничительных мер в отношении бизнеса. Предстоит переформатировать работу мониторинговых групп и активнее использовать цифровые решения, такие как система Ashyq. Сроки проведения вакцинации сотрудников малого и среднего бизнеса должны быть реалистичными, без признаков кампанейщины.

Прошу межведомственную комиссию еще раз внимательно изучить данный вопрос. Субъекты малого и среднего бизнеса, использующие систему Ashyq, должны иметь преимущественное право работать в условиях карантинных ограничений. При этом фактическое применение приложения следует жестко контролировать.

Мы должны разработать качественно новую стратегию с кардинальным пересмотром мер противодействия вирусу. Новые штаммы могут инфицировать даже вакцинированных людей, теперь мы в этом убедились. Однако иммунизация максимально снижает тяжесть течения болезни и риск летального исхода. Из этого и следует исходить. Статистика по заразившимся не должны быть единственной основой для принятия мер реагирования. Главный акцент необходимо делать на снижении тяжелых случаев и смертности, а также на лечении сложных пациентов.

12.54 Касым-Жомарт Токаев: Развитие в условиях продолжающейся пандемии. На протяжении полутора лет коронавирус сдерживает прогресс. Нескончаемые волны новых штаммов свидетельствуют о том, что коронавирус прочно вошел в нашу жизнь. Мы должны адаптироваться и учиться жить в подобных условиях. Это в первую очередь означает поиск выверенных подходов и правильного баланса между ограничительными мерами и жизнедеятельностью государства. Парадигма борьбы с пандемией меняется на наших глазах. Многими странами уже не ставится цель свести передачу вируса к нулю. Мы должны разработать качественно новую стратегию с кардинальными пересмотром мер противодействия вирусу. Новые штаммы могут инфицировать даже вакцинированных людей, теперь мы в этом убедились. Однако иммунизация максимально снижает тяжесть течения болезни и риск летального исхода. Из этого и следует исходить. Статистические данные по заразившимся не должны быть единственной основой для принятия мер реагирования. Главный акцент необходимо делать на снижении тяжелых случаев и смертности, а также на лечении сложных пациентов

12.54 Касым-Жомарт Токаев: Я поручаю правительству совместно с Нацпалатой «Атамекен» оперативно рассмотреть необходимость временного запрета на вывоз кормов. Для поддержки наиболее пострадавших фермеров правительству, акимам, институтам развития предстоит обеспечить реструктуризацию кредитов и выделение дополнительных субсидий на корма. Акиматам совместно с СПК и Минсельхозом следует в ускоренном порядке обеспечить льготное финансирование фермеров для форвардного закупа кормов в неблагополучных регионах. Проблема будет повторяться. Помимо оперативных мер, нужны системные мероприятия по повышению кормообеспеченности отрасли. Следует обеспечить субсидирование кормоуборочного оборудования. Увеличить объемы форвардного закупа с урожая и компонентов для комбикормов. Правительство и институты развития должны принять меры по совершенствованию и повышению доступности страхования от засушливости при кормопроизводстве. Крайне важна прогнозная функция со стороны правительства, государственных и отраслевых институтов развития и союзов. В то же время не следует забывать о том, что корма для сельского хозяйства — один из факторов производства, то есть ведения бизнеса. Мы живем в рыночной экономике, со всеми ее плюсами и минусами. Поэтому фермеры должны ответственно подходить к вопросу обеспеченности кормами.

12.52 Касым-Жомарт Токаев: Действующие инструменты сдерживания цен на социально значимые продовольственные товары малоэффективны. Из местных бюджетов торговым сетям выделено более 30 млрд тенге фактически бесплатных займов в обмен на реализацию продтоваров по низким ценам. В текущей ситуации это неплохое решение. Однако влияние этой меры на рынок находится в пределах 1-4%. То же самое касается стабфондов. Доля продукции стабфондов на рынке составляет не более 4%.

Недостаточно задействован инструмент форвардных закупок с сохранением продукции у самих фермеров. Акимы не должны кивать на центр. Ответственность за регионы — в ваших руках, поэтому правительству поручаю совместно с НПП «Атамекен» провести оценку эффективности действующих инструментов и предложить пакет более эффективных мер. Крайне важно иметь систему прогнозирования спроса, предложения и цен на мировых и особенно сопредельных рынков. Торговые перетоки между странами — Россией и Узбекистаном, Кыргызстаном — это часть жизни, они неизбежны. Поэтому прогнозно-аналитический аппарат Минсельхоза должен полноценно учитывать их влияние. На данный момент мы пока этого не наблюдаем.

Также важно межведомственное сотрудничество. Необходима выработка прогнозных балансов по основных культурам и товарам, обмен информацией с партнерами. Важной проблемой являются избыточные и непрозрачные посредники. Справедливая торговое посредничество — это неотъемлемая и необходимая часть рыночной экономики. Я повторяю, справедливое. Но когда посредники «ломают» рынок под себя, получают сверхприбыли за счет производителей и потребителей — это недопустимо. Зачастую существуют весьма устойчивые схемы, с которыми местными власти, судя по всему, не могут разобраться.

Правительству совместно с Агентством по защите конкуренции, акимами следует создать комиссии по расследованию подобных посреднических схем в регионах. К этой работе должно подключиться и Агентство финансового мониторинга. Они должны разобраться во всей этой цепочке ценообразования, выйти, как говорится,  вполне и доложить результаты. Особый упор следует сделать на оптовые рынки крупнейших городов.

12.50 Касым-Жомарт Токаев: Острейшей проблемой стало подорожание продуктов питания. Пандемия обнажила уязвимость страны с точки зрения продовольственной безопасности. Критика неспособности отечественной сельхозотрасли обеспечить внутренний рынок базовыми продуктами абсолютно справедлива. Помимо производственных издержек, ключевыми факторами ценообразования являются сезонность и непрозрачные посреднические схемы. Сезонность предсказуема, а значит, управляема. Решение данного вопроса лежит в создании современной и доступной инфраструктуры хранения продукции до следующего сезона. Поручения по построению и модернизации овощехранилищ давались не раз. К сожалению, ситуация в лучшую сторону не меняется.

12.37 Касым-Жомарт Токаев: В этой сложной ситуации министерство должно было принять срочные и решительные меры. Однако министерство не смогло вовремя провести нужную работу. Поэтому считаю будет правильным, если министр Сапархан Омаров уйдет в отставку

12.36 Касым-Жомарт Токаев (перевод с каз.): Из-за погодных условий критическая ситуация сложилась в Мангистауской и Кызылординской областях. В одной Мангистауской области падеж скота достиг 3 тыс голов.
Цена 1 тонны сена составляет в среднем 23 тыс тенге, а в некоторых районах — 42 тыс тенге. Мы знаем, к чему это может привести. Акиматы и МСХ не приняли правильных решений и необходимых мер, из-за этого наши фермеры оказались в трудной ситации. Они вынуждны писать мне напрямую. Это природная стихия, понимаю. Но в такой сложной ситуации министерство сельского хозяйства должно было предпринять действенные и оперативные решения, но не смогло организовать эту работу. Поэтому считаю будет правильным, если министр Сапархан Омаров уйдет в отставку.

12.34 Касым-Жомарт Токаев: Сегодня нашим гражданам доступен ряд вакцин, включая препарат QazVac, — собственная разработка, чего не имеет подавляющее большинство стран. Однако расширение набора доступных вакцин, в том числе международно признанных, все еще необходимо. Следует учитывать появление новых штаммов, а также ценовые и качественные параметры препаратов. В прошлом году я давал соответствующее поручение.

Тем не менее поставка вакцины Pfizer, выделенной компанией для Казахстана, была сорвана. Справочно могу вам сказать, что, в соответствии с договоренностью, Pfizer планировал поставить в Казахстан в мае текущего года 2 млн доз. Правительство связывает срыв поставки препарата с рядом требований, которые были выдвинуты Pfizer. Однако данные условия являются стандартными для всех стран, которые закупают вакцину. Недавно поступило новое предложение, где содержится весь алгоритм действий. Говорят, что нужно, чтобы глава государства подписал соответствующий указ. Если в этом есть необходимость, я могу это сделать.

Поручаю правительству и администрации президента разобраться в сложившейся ситуации, принять меры с отношении должностных лиц, которые допускают срыв поставки этого необходимого препарата на наш рынок. В конце концов, мы должны диверсифицировать свои предложения в отношении граждан. И некоторые граждане хотели бы привиться именно этой вакциной, поэтому дайте возможность им. Проблему нужно решить в кратчайшие сроки и обеспечить доступность вакцины Pfizer для казахстанцев.

12.22 Касым-Жомарт Токаев: Сейчас в СМИ появляется информация о подделке паспортов вакцинации. Это для общества очень опасная ситуация и говорит о том, что в местах массового скопления могут быть зараженные люди. Поэтому правоохранительные органы должны уделить этой ситуации особое внимание. Мы должны понимать, что вакцинация — это единственный выход из пандемии. Это очевидно.

Люди должны задуматься о своем здоровье и здоровье своих близких и принять взвешенное решение. Не нужно верить словам антиваксеров.

Подделка паспортов вакцинации — это прямая угроза общественному здравоохранению и безопасности. Надо привлекать таких лиц к жесткой ответственности.

12.15 Касым-Жомарт Токаев: Нескончаемые волны новых штаммов свидетельствуют о том, что коронавирус прочно вошел в нашу жизнью. Мы должны адаптироваться и учиться жить в подобных условиях. Это в первую очередь означает поиск выверенных подходов и правильного баланса между ограничительными мерами и жизнедеятельностью государства.

12.07 Касым Жомарт Токаев: Вообще вакцинация — серьезнейший вопрос, я в своем выступлении обязательно выскажусь на эту тему. Нам нужно выполнить задачу, только что прозвучала цифра (давал премьер-министр) — 10 млн человек должно быть вакцинировано. Но пока не везде выполняются поставленные задачи, как я понял.

12.06 Алтай Кульгинов: В июне в связи с выявлением индийского штамма эпидситуация усложнилась, увеличилось количество положительных ПЦР-тестов. В связи с этим на МВК вместе с Минздравом приняты дополнительные меры по карантинным ограничениям. Например, общественный транспорт приостановлен по выходным, время общепита сокращено, места массового посещения, такие как кинотеатры либо другие увеселительные заведения, приостановлены. По койко-местам. На этой неделей мы открыли в связи с нагрузкой на стационары дополнительно свыше 900 коек, на сегодняшнее утро загрузка составляет 62%. У нас в резерве еще есть места. По вакцинации: мы усилили работу, например, две недели назад если в сутки мы проводили 1300-1500 вакцин, на сегодняшний — 6,5-7 тыс вакцин. Работа продолжается. Сегодня у нас от плана 43% вакцинировано. Проводится разъяснительная работа. Среди педагогов мы 85% вакцинировали, коммунальные предприятия 88%, и эта работа продолжается. Работа находится на контроле.

12.05 Касым-Жомарт Токаев — акиму Нур-Султана: Вопрос акиму столицы. Средний уровень вакцинации населения — 25,5%, уровень занятости коек — 76%. Какая работа проводится? 

12.03 Ералы Тугжанов: Усилены требования по вакцинации сотрудников, занятых в сфере слуг, и организованных коллективов. В результате темпы вакцинации за последний месяц ускорились более чем в два раза. К этом часу в стране привито 6,6 млн человек. Первым компонентом — более 4,2 млн человек. Вторым компонентом — около 2,4 млн человек. В целом из подлежащего контингента привито 42,8%. Однако в некоторых регионах темпы вакцинации все еще низкие, среди них Мангистауская, Атырауская, Западно-Казахстанская области.

12.01 Об эпидситуации и мерах по обеспечению занятости рассказывает заместитель премьер-министра Ералы Тугжанов.

11.59 Ерболат Досаев: Благодаря цифровизации финансового сектора безналичные транзакции по картам за 5 месяцев выросли в 2,4 раза, доля онлайн-платежей достигла 82,6%.

В соответствии с вашим поручением, Национальным банком продолжается реализация проектов по созданию национальной платежной системы. Cоздаваемая межбанковская система платежных карточек позволит локализовать обработку всех внутренних карточных транзакций в Казахстане. Visa и Mastercard предварительно согласовали данные подходы.

Запланированный до 1 декабря 2021 года запуск национальной платежной системы в пилотном режиме позволит начать устранение фрагментарности платежных систем и обеспечит безопасность платежного рынка Казахстана.

Во втором полугодии в мире ожидается сохранение волатильности и неопределенности на внешних финансовых и товарных рынках, а также высоких инфляционных ожиданий. Эти основные факторы будут определять дальнейшую траекторию восстановления казахстанской экономики.

В этих непростых условиях Национальный банк совместно с правительством намерен продолжить реализацию необходимых мер для сдерживания инфляции и обеспечения финансовой стабильности.

11.58 Ерболат Досаев: В первом полугодии Национальный банк продолжил активную реализацию ваших антикризисных инициатив.

1. По программе льготного кредитования субъектов предпринимательства на 9 июля за счет револьверного финансирования выдано займов почти на 1 трлн тенге. По вашему поручению срок реализации программы продлен до конца 2021 года.

2. В рамках ДКЗ-2021 в дополнение к ранее выделенным в прошлом году 700 млрд тенге Национальным банком в июне одобрено выделение дополнительных 200 млрд тенге.

3. По программе «Экономика простых вещей» выдано займов на сумму более 800 млрд тенге, принято заявок почти на 1,5 трлн тенге.

Ваши антикризисные инициативы, Касым-Жомарт Кемелевич, продолжают оказывать существенную поддержку в активном восстановлении экономики Казахстана и в 2021 году.

11.57 Ерболат Досаев: В рамках вашего поручения по досрочному изъятию пенсионных накоплений данным правом воспользовалось почти 360 тыс граждан на сумму 1,6 трлн тенге, из которых 98,5% приходится на решение жилищных вопросов. На фоне снижения темпов данных изъятий пенсионные активы начали восстанавливаться, составив 12,8 трлн тенге на конец июня. По итогам 6 месяцев доходность пенсионных активов составила 6,1% при инфляции 4,6%.

11.56 Ерболат Досаев: В первом полугодии валютный рынок был достаточно стабилен, несмотря на волатильность внешних рынков. По итогам июня т. г. курс тенге укрепился на 0,9% — до 424,95 тенге за доллар США на фоне роста цены на нефть на 8,4%.

Растущий спрос на иностранную валюту сдерживает укрепление тенге. Со 2-го квартала отмечается увеличение спроса за счет восстановления деловой активности, реализации отложенного спроса на импорт и дивидендных выплат иностранным инвесторам. Среднедневные объемы торгов в июне достигли 145 млн долл. США.

С учетом этих факторов растущий спрос на иностранную валюту и глобальное укрепление доллара США продолжают оказывать существенное давление на тенге.

11.54 Ерболат Досаев: В июне  инфляция ускорилась до 7,9% из-за роста на 10,6% цен на продовольствие.  В результате учащающиеся дисбалансы на рынках продовольствия придают устойчивый характер инфляционным ожиданиям, которые в июне т. г. повысились до исторического максимума — 59%. Рост цен на продукты питания отметили 87% респондентов.

В этой связи на фоне резкого роста цен главным приоритетом для правительства, Национального банка и местных исполнительных органов является обуздание продовольственной инфляции.

В условиях восстановления деловой активности и потребительского спроса также возобновилось ускорение непродовольственной и сервисной компонентов инфляции, которые были подавлены в прошлом году из-за карантинных ограничений.

Учитывая ускорение роста цен, Национальный банк ожидает, что по итогам 2021 года инфляция превысит установленный таргет и вернется в целевой коридор 4-6% во 2-й половине 2022 года.

11.53 Ерболат Досаев: Экономики стран ЕАЭС также испытывают значительное инфляционное давление, вследствие чего отмечается ускорение инфляции в среднем в 1,4 раза с начала года. В этих условиях центральные банки повысили ключевые ставки и заявляют о дальнейшем ужесточении денежно-кредитных условий до конца текущего года. В Казахстане базовая ставка в течение 12 месяцев, с июля 2020 года, сохранена на уровне 9,0%.

11.52 Ерболат Досаев: Рост цен на мировых товарных рынках в сочетании с фискальными стимулами привел к ускоренному восстановлению мирового спроса и последующему дефициту товаров и сырья. По данным Всемирного банка, стремительный рост индексов цен на металлы и минералы, на сельхозсырье влечет повсеместное удорожание конечной продукции.

Индекс продовольственных цен ФАО неуклонно рос 12 месяцев подряд до снижения в июне на 2,5 п. п. — до 124,6 пункта, по-прежнему оставаясь на 34% выше показателя аналогичного периода 2020 года.

Резкое ускорение деловой активности повышает риски перегрева экономик во многих странах. В этой связи центральные банки развивающихся стран переходят к ужесточению денежно-кредитных условий для сдерживания роста цен и инфляционных ожиданий.

11.50 Ерболат Досаев: На фоне роста вакцинации и улучшения внешней конъюнктуры восстанавливается деловая активность в мире и Казахстане. Как следствие, индекс Global PMI повысился до 15-летнего максимума за счет роста сферы услуг, производства и найма новых сотрудников. В свою очередь, в Казахстане индекс деловой активности в июне т. г. достиг максимума с мая 2019 года, составив 51,6 за счет восстановления во всех секторах экономики.

С учетом положительных изменений на внешних и внутренних рынках Национальный банк в начале июня т. г. повысил прогноз роста экономики Казахстана в 2021 году до 3,6-3,9%. Вслед за этим ЕБРР также улучшил прогноз роста экономики Казахстана с— 3,0% до 3,6%.

Для дальнейшего восстановления мировой и национальной экономики основной риск представляет вероятное усиление карантинных ограничений из-за распространения новых штаммов коронавируса.

11.48 Ерболат Досаев: В целях обеспечения макроэкономической устойчивости в первом полугодии  Национальным банком обеспечена стабильность на внутреннем валютном рынке, выделено по вашему поручению дополнительно 200 млрд тенге на реализацию ДКЗ-2021, обеспечена положительная доходность по активам Нацфонда и ЕНПФ.

Продолжается активная работа по цифровизации финансового сектора. Ее важными составляющими являются создаваемая по вашему поручению национальная платежная система и подготовка пилотного проекта по внедрению «цифрового тенге».

11.46 Касым-Жомарт Токаев — главе Нацбанка: В списке приоритетных задач должны стоять прежде всего вопросы инфляции, включая продовольственную инфляцию. Все мы понимаем, что рост инфляции в Казахстане — это серьезнейшая угроза дальнейшему экономическому развитию и социальному благополучию нашей страны, правда, эта тенденция наблюдается во всех странах. Нацбанк и правительство должны вплотную заняться этими вопросами. 

Кроме того, задача Нацбанка — постоянно держать в поле зрения состояние нацфонда. Мы совершенно обоснованно использовали средства нацфонда на вопросы поддержания бюджета, но задача стратегического плана — пополнять резервы нацфонда. Тем более цены на энергоресурсы имеют тенденцию к росту.

11.46 Ерболат Досаев: В первом полугодии валютный рынок был достаточно стабилен, несмотря на волатильность внешних рынков. По итогам июня курс тенге укрепился на 0,9% — до 425 тенге на фоне роста цены на нефть на 8,4%.  

Растущий спрос на иностранную валюту сдерживает укрепление тенге. Со второго квартала отмечается увеличение спроса за счет восстановления деловой активности, реализации отложенного спроса на импорт и дивидендных выплат иностранного инвестора.    

С учетом вышеуказанных факторов растущий спрос на иностранную валюту и глобальное укрепление доллара США только в этом году на 2,8 % продолжает оказывать существенное давление на тенге.

11.45 Ерболат Досаев: Итоги первого полугодия сформировались на фоне очередных волн продолжающейся пандемии, распространения новых штаммов коронавируса, а также связанных с ними высокой волатильностью на финансовом и дисбалансом на товарных рынках.

В этих условиях Национальный банк проводил адаптивную денежно-кредитную политику, направленную на восстановление деловой активности в соответствии с основными приоритетами, определенными вами на 2021 год.

В феврале для реализации поставленных вами задач по усилению координации макроэкономической политики Национальным банком подписано соглашение с правительством и АРРФР на 2021-2023 годы.

С начала года в результате дисбаланса на отдельных потребительских рынках инфляция в июне составила 7,9%.

В целях стабилизации инфляции в среднесрочной перспективе Национальным нанком в марте утверждена стратегия ДКП до 2030 года, направленная на усиление монетарных основ, развитие финансового рынка и проведение структурных реформ в экономике.

11.44 Глава Нацбанка Ерболат Досаев взял слово с докладом о мерах денежно-кредитной политики.

11.43 Аскар Мамин: В рамках политики по индустриализации экономики в текущем году реализуются 110 проектов на общую сумму порядка 2 трлн тенге.

Наибольшее количество проектов реализуется в АПК, металлургии, строительстве, машиностроении, химической промышленности. Это позволит создать более 12 тыс постоянных рабочих мест.

11.43 Аскар Мамин: В текущем году правительством продолжается активная работа по развитию инфраструктуры жизнеобеспечения.

Дорожно-строительными работами охвачено 8,4 тыс км, из них по республиканской сети — 5 тыс км и 3,4 тыс км на дорогах и улицах местной сети.

Продолжаются работы по сдаче в эксплуатацию 8 направлений автодорог. Основные направления: Талдыкорган — Усть-Каменогорск, Караганда — Балхаш, Балха — Капшагай, Кандыағаш — Макат — Атырау, Мерке — Бурылбайтал.

Также планируется открыть движение по 11 направлениям автодорог: Калбатау — Майкапшагай, Балхаш — Бурылтай — Курты, Атырау — Астрахань, Ушарал — Достық, Костанай — Денисовка и другие.

Для обеспечения качественного содержания дорог планируется ввести платность на 5,8 тыс км реконструированных участках, которая позволит в полной мере покрыть затраты и снизить нагрузку на республиканский бюджет.

11.42 Аскар Мамин: В связи с аномальными климатическими условиями зафиксирован падеж скота в Мангистауской и Кызылординской областях. На сегодня уровень падежа составил 0,13% и 0,03% соответственно.

Организовано межрегиональное взаимодействие по предоставлению пастбищ для выпаса сельхозживотных и организации сенокоса для фермеров, пострадавших от засухи. Из запасов продкоркорации выделено более 600 тонн ячменя в данные регионы.

Для принятия оперативных решений созданы республиканский и оперативные штабы в регионах для регулярного мониторинга и оперативного решения вопросов кормозаготовки.

Кроме того, по схеме форвардного закупа продкорпорацией законтрактовано 766 тыс тонн продовольственного и фуражного зерна. С нового урожая будут закуплены дополнительные объемы фуражного зерна.

Продолжается работа по восстановлению орошаемых земель путем модернизации ирригационной инфраструктуры.

11.40 Аскар Мамин: В рамках мер по повышению продовольственной безопасности страны правительством реализуется комплексный план по насыщению внутреннего рынка отечественной продовольственной продукцией на 2021-2023 годы. Сегодня из 29 ключевых продовольственных товаров по 11 обеспеченность составляет более 100%, по 12 — свыше 80%, по 6 отмечается импортозависимость.

В текущем году планируется ввод 35 молочно-товарных ферм, 2200 га садов, 2 мясокомбинатов, 5 птицефабрик, 4 объектов по производству рыбы.

Кроме того, в 2022-2023 годах планируется запуск еще 70 молочно-товарных ферм, 4400 га садов, 4 мясокомбинатов, 6 птицефабрик, 4 объектов по производству рыбы и сахарного завода. Реализация указанных мер позволит достичь уровня полного самообеспечения внутреннего рынка основными продовольственными товарами до 2024 года.

Правительство ведет последовательную работу по развитию сельского хозяйства.
В текущем году будет обеспечен рост выпуска продукции АПК на 5% на сумму более 7 трлн тенге.

Правительством увеличены объемы государственной поддержки на приобретение сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений и высококачественных семян.

В текущем году в сельское хозяйство будет вложено свыше 700 млрд тенге инвестиций, что на 22% выше уровня прошлого года.

Инвестиции в производство продуктов питания увеличатся на 18,8% — до 124 млрд тенге.
В настоящее время реализуются 285 инвестиционных проектов на сумму 335 млрд тенге.

В целом данные меры позволят создать 8,4 тыс рабочих мест в сельском хозяйстве.
Для поддержки развития растениеводства будет обеспечена поставка дизтоплива в объеме 770 тыс тонн в период уборочных работ по фиксированной льготной цене. Кроме того, площади кормовых культур увеличатся на 9,6% — до 3,6 млн гектар.

В целях стимулирования развития отраслей АПК реализуются 98 инвестиционных проектов на сумму 139 млрд тенге в растениеводстве и 174 проекта на сумму 153 млрд тенге в животноводстве.

11.37 Аскар Мамин: В рамках «Дорожной карты» будет осуществлен запуск 166 проектов стройиндустрии.

В результате реализации запланированных проектов к 2025 году доля казахстанского содержания при реализации инфраструктурных проектов будет доведена до 90%. Активно реализуется комплексный план по развитию фармацевтической и медицинской промышленности на 2020-2025 годы.

В результате реализации мероприятий комплексного плана доля лекарственных средств и медицинских изделий отечественного производства на фармацевтическом рынке увеличится с 17% до 50%.

Доля закупа лекарственных средств и медицинских изделий с местным содержанием через систему единой дистрибуции вырастет с 30% до 50%. В итоге к 2025 году 50% фармацевтической продукции на внутреннем рынке будет казахстанского производства.

11.35 Аскар Мамин: В отчетном периоде в рамках программ льготного финансирования «Дорожная карта бизнеса», «Еңбек» и «Экономика простых вещей», а также программы Национального банка реализовано более 25,7 тыс проектов на сумму 1,4 трлн тенге. Всего в 2021 году будет реализовано 38,5 тыс проектов на 2 трлн тенге, что составляет 50% от всего объема кредитования МСБ.

В рамках программы «Экономика простых вещей» в регионах одобрено порядка 3 тыс проектов на 723 млрд тенге. В первом полугодии текущего года реализовано 237 новых проектов.

Наибольшее количество проектов одобрено в Туркестанской, Костанайской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской и Акмолинской областях, значительно меньше — в Атырауской области и Нур-Султане.

В общем объеме государственных закупок, осуществляемых в рамках данной программы, доля местного содержания варьируется от 28% до 62%.  Средний показатель доли местного содержания по республике составляет 45%, в первом полугодии рост доли местного содержания составил 22 процентных пункта.

11.33 Аскар Мамин: В фокусе особого внимания правительства — цены на социально значимые продовольственные товары. В мае текущего года цены на продовольственные товары в годовом выражении в мире выросли почти на 34%.

Правительством совместно с регионами принимаются оперативные меры по сдерживанию роста цен на социально значимые продовольственные товары. Данный вопрос находится на особом контроле.
Так, установлены предельные цены для 12 регионов.

Для насыщения рынка продуктовыми товарами и стабилизации цен заключены соглашения почти с 16 тыс производителей и торговых объектов, увеличена оборотная схема с 33,3 млрд тенге до 50 млрд тенге, проведен форвардный закуп на 10 млрд тенге. Принимаемые меры позволят удержать рост цен на социально значимые продтовары на уровне 9,5% до конца текущего года.

11.30 Аскар Мамин: Обеспечение занятости и доходов населения — главный приоритет в работе правительства. В целях содействия занятости населения активно реализуются программы «Еңбек», «Дорожная карта занятости», «Нұрлы жер», «Нұрлы жол» и частные инициативы. В целом в текущем году мерами занятости будет охвачено 1,2 млн человек. По состоянию на 1 июня текущего года в рамках программы «Еңбек» трудоустроено 210 тыс человек, из них на постоянную работу — 107 тыс человек.  В рамках «Дорожной карты занятости» будет трудоустроено 41 тыс человек, из них 28 тыс — на постоянные рабочие места. Реализация программ «Нұрлы жер» и «Нұрлы жол» позволила создать рабочие места для порядка 250 тыс человек, из них постоянных — для 124 тыс человек.

11.23 Аскар Мамин: Беспрецедентное падение в мире уровня инвестиций и усиление торговых войн обостряют глобальную конкуренцию за инвестиции и рынки. В контексте данного тренда правительством реализуются системные меры по запуску нового инвестиционного цикла, такие как заключение инвестиционных соглашений, прямая работа с каждым держателем капитала на всех этапах цепочки добавленной стоимости, а также оперативное решение конкретных вопросов инвесторов в рамках регулярной работы инвестиционного штаба.
В текущем году перед нами стоят амбициозные задачи — повысить уровень инвестиций в основной капитал до 20% к ВВП, прямых иностранных инвестиций — до 19 млрд долларов.

По итогам полугодия высокая инвестиционная динамика наблюдается в большинстве регионов. Наилучшие показатели отмечаются в Туркестанской, Северо-Казахстанской областях, а также Алматы. Снижение зафиксировано в Западно-Казахстанской и Атырауской областях.

В целом объем инвестиций в основной капитал по результатам 6 месяцев текущего года составил 5,2 трлн тенге. Объем прямых иностранных инвестиций по результатам 1 квартала текущего года составил 4,4 млрд долларов — рост на 10%.

11.20 Аскар Мамин: Наблюдается высокая инвестиционная активность в недобывающих отраслях, что создает основу для устойчивого и качественного развития экономики через ее диверсификацию.

Темп роста инвестиций без учета горнодобывающей промышленности составил 23,9%.

Значительные темпы роста инвестиций отмечаются в строительном секторе, в обрабатывающей промышленности, в т. ч. пищевой промышленности, торговле, информации и связи, сельском хозяйстве, операциях с недвижимым имуществом, транспорте.

В целом инвестиции в основной капитал снизились на 1,8%, что обусловлено замедлением реализации крупных проектов на Тенгизе и в Карачаганаке. Несмотря на некоторые изменения графика работ, объем инвестиций будет восстановлен до конца текущего года.

В 2021 году в рамках реализации проектов на Тенгизе будет освоено 2,4 трлн тг, что выше на 24% прошлого года, на Карачаганаке — 142 млрд тг, рост составит 17%.

Это позволит восстановить инвестиционную активность в добывающем секторе национальной экономики.

11.12 Аскар Мамин: С апреля этого года начался рост экономики Казахстана впервые с марта прошлого года. По итогам I полугодия составил 2,2%. 

В текущем году продолжено повышение зарплат работникам бюджетной сферы. Обеспечивается повышение оплаты труда для 600 тыс педагогов на 25%, для 247 тыс медицинских работников — от 20 до 30% в зависимости от уровня квалификации. Должностной оклад социальных работников увеличился на 50 процентов с охватом 21 тыс штатных единиц.

Будет увеличен оклад для 82 тыс госслужащих: с 1 июля в 1,9 раза — для работников местных исполнительных органов, 1 января 2022 года — для сотрудников центральных госорганов на 30% ежегодно до 2024 года.  В целом среднемесячная зарплата педагогов увеличится до 234 тыс тенге, врачей — до 320 тыс тенге, соцработников — до 180 тыс тенге, госслужащих — до 267 тыс тенге. 

Всего по стране среднемесячная зарплата за 6 месяцев составила 233 тыс тенге.

11.04 Слово взял премьер-министр РК Аскар Мамин с докладом об итогах социально-экономического развития страны за I полугодие 2021 года.

11.02 Касым Жомарт Токаев: Работу сегодняшнего заседания предлагаю построить следующим образом: об итогах социально-экономического развития за первое полугодие доложит премьер-министр Аскар Мамин.

О мерах денежно-кредитной политики доложит глава Нацбанка Ерболат Досаев.

Об эпидситуации и мерах по обеспечению занятости расскажет заместитель премьер-министра Ералы Тугжанов.

Итоги социально-экономического развития — акимы. 

Главная цель — ускорение темпа экономики и повышение благосостояния населения. Несмотря на пандемию и ограничительные меры, экономика страны за полгода выросла на 2,2%. Это радует. В прошлом году валовый внутренний продукт снизился на 2,6% из-за пандемии. Мы должны восстановить его как можно скорее. Оживление мировой экономики вкупе с принятыми антикризисными мерами и снижением карантинных ограничений способствовало восстановлению  экономики. Наша задача — нарастить темпы роста экономики и во втором полугодии.

10.56 Началось расширенное заседание правительства под председательством президента Касым-Жомарта Токаева. 

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 1
Сочувствую 0
Возмутительно 0