пятница, 22 ноября 2024 г.
icon
494.87
icon
520.65
icon
4.91
Алматы:
icon
1oC
Астана:
icon
-2oC
×

На правительство Смаилова никто особых надежд не возлагает – эксперт

Некоторые члены правительства непопулярны среди населения и не вытягивают свою сферу, а кто-то просто учится работать на ходу. В Казахстане скопилось много важных проблем, с которыми нужно разбираться. Но уже видно, что правительству не хватает понимания, как это сделать. Такое мнение высказал корреспонденту ИА «NewTimes.kz» политолог Данияр Ашимбаев.

Фото: Sputnik.kz / Абзал Калиев
Фото: Sputnik.kz / Абзал Калиев

По словам эксперта, изначально на нынешнее правительство никто особых надежд не возлагал, так как это был экстренный варианты для замены. Все понимали, что экс-премьер Аскар Мамин должен был уйти, потому что накопилась психологическая усталость и политические проблемы. К тому же правительство Мамина и так уже вынесло большой груз, связанный с пандемией и решением всех этих проблем.

«Смена правительства произошла в разгар январских событий, и в какой-то степени его состав был ситуационным. То есть некоторых министров заменили буквально на ходу, многие даже заранее не знали об отставке. При этом основной состав это все-таки члены бывшего правительства с небольшими вариациями. А Алихан Смаилов возглавил кабмин, скорее, по традиции, которая сложилась в предыдущие годы, когда премьером становился вице-премьер», — сказал он.

Нынешнее правительство не отличается особой автономностью, не имеет своей какой-то стратегии и отличительных взглядов на ситуацию, добавил эксперт.

«Сейчас кабмин занял роль исполнителя воли президента. Все работы по экономическим и политическим вопросам в основном прорабатывают в администрации президента и в агентстве по стратегическому планированию и реформам. То есть правительство в новой системе исполнительной власти занимает более вторичную функцию исполнителя, и в этом плане оно как бы тянется за событиями», — пояснил он.

Из всего состава правительства, по мнению Ашимбаева, неплохо работают вице-премьер Бахыт Султанов, министр образования и науки Асхат Аймагамбетов, министр юстиции Канат Мусин, а также министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек Ускенбаев, хотя именно его работа в составе прошлого правительства вызывала большую критику.

«Но, по большому счету, многие не ожидают особо долгую судьбу правительства. Все понимают, что сейчас, в условиях внешнеполитической и внешнеэкономической нестабильности и определенного кадрового голода, провести замену достаточно сложно. И это не потому, что нет претендентов на посты, а потому, что нет откровенно хороших претендентов. Ведь некоторые члены правительства, мягко говоря, непопулярны и не вытягивают свою сферу, безынициативны, а где-то просто учатся работать на ходу», — считает он.

Эксперт пояснил, что кадровая политика президента основана не просто на том, чтобы менять людей, а максимально требовать с человека, указывать на его ошибки, чтобы он их исправлял. Как показывает практика, глава государства снимает человека с должности только в случае крайней необходимости и дает ему определенный кредит доверия, считает политолог. Это касается министров, акимов и других руководителей.

«Мы видим, что сейчас огромный поток данных о качестве работы стекается к главе государства. И уже немало было каких-то шумных и громких отставок, а также тех, которые прошли незамеченными. Но во многом они касаются именно качества работы. То же самое с правительством. Я не думаю, что прогнозы, по которым правительство будет работать до осени, не оправдаются. Но мы видим, что уже в течение месяца один или два министра были заменены и даже появился еще один вице-премьер. Хотя правительству еще и 100 дней нет. Поэтому думаю, что с учетом ситуации замены кабмина не будет, но президент постарается максимально повышать коэффициент полезного действия правительства», — высказался Ашимбаев.

В целом он считает, что это правительство будет работать еще около года, но определенные ротации будут идти постоянно.

«Обычно правительство работает в стране два или три года. Я думаю, что нынешний премьер-министр отработает этот срок, но по остальным членам кабмина ответить очень сложно. Если мы посмотрим на предыдущее правительство Мамина, то с момента назначения до отставки правительства свою позиции сохранили только два человека, не считая самого премьер-министра. Все остальные были заменены, а некоторые даже успели поменяться несколько раз. То есть из правительства, которое было назначено в феврале 2019 года, до января 2022 года дотянули только сам премьер-министр, министр юстиции Марат Бекетаев, министр внутренних дел Ерлан Тургумбаев. Все остальные были заменены. Поэтому думаю, что нынешнее правительство ждет такая же судьба. То есть сам премьер-министр будет работать больше года, если совсем не провалится, а министры будут регулярно меняться», — пояснил эксперт.

Он назвал основные пробелы в работе нынешнего правительства. Речь идет о работе по демонополизации, также нет видения реформы госфонда «Самрук-Казына», а по-прежнему предлагаются варианты приватизации разных компаний, которые экономически и политически совершенно не оправданы, уточнил политолог.

«Нет понимания, как будет развиваться сельское хозяйство. Очень много проблем, связанных с тем, что госпрограммы толком не реализуются. По цифровизации в прошлом году было много шума по поводу Сбербанка, теперь понятно, что он выпадает из системы. Но что творится внутри egov, так и нет понимания, как с этим разбираться. По энергетике мы видим мощнейший износ коммуникаций, и попытки активизировать некоторую конкурентную среду в этой сфере показывают, что это небольшой процент. Здесь, видимо, нужно ставить вопрос о расширении госуправления и госсобственности генерации энергетики», — перечислил он проблемы.

Также существуют вопросы заполнения товарных рынков, есть определенные скандалы с оптово-распределительными центрами, вопросы по многочисленным операторам, которые ввело правительство, и они подлежат демонополизация.

«Получается, куда ни копни, везде проблемы. Например, если взять бюджет, то идет в основном заимствование из национального фонда, но многие текущие расходы вызывают вопросы целесообразности, а по остальным — большой вопрос их транспарентности и эффективного использования, а понимания, как решить эти проблемы, явно не хватает. У нас большие проблемы с выстраиванием системы принятия решений, нацпланирования, стабильности управления, контроля за эффективностью госпрограмм», — резюмировал политолог.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 3
Сочувствую 0
Возмутительно 0