Из них - 300 млн в качестве материального ущерба и 140 млн в качестве морального вреда. Об этом на заседании правительства рассказала председатель правления национальной лиги потребителей Светлана Романовская, передает корреспондент ИА «NewTimes.kz».
«За 25 лет национальная лига потребителей подала более 2400 исков, которые выиграли, общая сумма, которую мы вернули населению, составляет более 300 млн материального ущерба и 140 млн морального вреда», ― сообщила она, отметив, что сейчас законодательство Казахстана наилучшим образом подстроено под интересы потребителя.
Кроме того, Романовская рассказала об итогах независимого исследования, в рамках которого выявлены области, наиболее подверженные риску.
«Мы проводили независимые исследования. Оказывается, те назначения, которые делает доктор, не всегда исполняются, а потом вина ложится на доктора, здесь, как у монеты, есть две стороны, поэтому потребитель должен требовать чек, что легализует бизнес. Если говорить о детских игрушках, то они никак не контролируются, и вообще, детский товар как-то вышел (из-под контроля – прим. NT). Если говорить о детской обуви, многие дети страдают болезнями из-за неправильной обуви. Совсем молодые люди болеют язвой желудка, что зависит от того, что мы едим. Очень много жалоб на косметические услуги, на услуги пластических хирургов. Нет там экспертов, которые могли бы сказать, почему произошла та или иная ситуация. Много денег тратится и не контролируется. Операции сейчас делает кто угодно. Также много случаев, когда, допустим, банковскую карту выдают и говорят, что в течение 2 месяцев можно средства брать и опять возвращать их на безвозмездной основе, оказывается, это стоит для человека не менее 3%. Мы считаем, это введение в заблуждение», ― пояснила она.
Кроме того, школьные парты и аттракционы также не соответствуют стандартам безопасности.
«По поводу школьных парт, ведь наши дети проводят там целый день, и парты не соответствуют стандартам безопасности. Я, будучи депутатом мажилиса парламента, делала запрос в Минобразования, и мне действительно подтвердили, что больше 70% парт не соответствуют, но до сих пор ничего не изменилось. По школьной форме… Мы знаем, что есть злоупотребление со стороны директоров школ, которые говорят, что надо покупать именно в этом магазине у этого производителя и за эту цену. То есть мы считаем это неправомерным. Это навязывание, это прямое нарушение закона о защите прав потребителей. Детские аттракционы тоже никем не проверяются, не сертифицируются, очень много жалоб. Дети страдают физически, наносится ущерб и вред жизни ребенка», ―добавила председатель Нацлиги.
В заключение Светлана Романовская предложила организовать школу потребителей, чтобы население могло само защищать свои права.
«Надо организовать школу потребителей. Мы сейчас делаем вебинары, но они не на высоком уровне, потому что мало об этом информации. Наше предложение - расширить эту базу. Дело в том, что в России при государственном органе есть целый институт, который занимается повышением квалификации всех заинтересованных, которые хотели бы создать общество защиты прав потребителей. Сколько мы говорим о теле- и радиопередачах, все равно их нет. Мы не говорим, чтобы это ввели, но информирование людей должно быть профессиональным и на постоянной основе, а не пальцем в небо. Постоянно выделяют деньги на соцролик, а где этот соцролик, кто его видит, никто не знает. Мало того, мы пытались участвовать в тендерах, но у нас ничего не получилось, потому что сначала нужно вложить 5 млн тенге, а потом вернуть. Ни у одной некоммерческой организации таких денег нет. Поэтому прошу обратить на это внимание», ― добавила она.