Тельман Спаев привык к тому, что каждый год накануне 1 декабря его осаждают журналисты. И поэтому он сразу сказал, что живет в районе бывшего свинцового завода по улице Зеренды в Шымкенте. И добавил, что сидит дома. Из поздравительной открытки, подписанной президентом, стало ясно, что в этом году 5 августа ему исполнилось 80 лет, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на baq.kz.
— После окончания десятилетки я пошел работать на свинцовый завод. Вначале я был учеником, потом стал агломератчиком.
Однажды в 1958 году, возвращаясь с завода в общежитие, я увидел объявление, в котором казахстанскую молодежь приглашали на Магнитку.
У меня не было диплома. Я окончил только 10 классов. Поэтому я отправился в училище №3 и записался на работу на Магнитку. Оказалось, что сначала они отправляют молодежь на учебу. 26 октября 1958 года 35 парней вышли в путь. Мы доехали на поезде до Москвы, а там пересели на поезд в Днепродзержинск.
Там нас разделили на три группы — горновых, крановщиков и слесарей тепловых печей. Людей не хватало, поэтому еще были наборы. В Украину выехали молодые люди из Южного Казахстана и Карагандинской области. Тогда я и познакомился с Нурсултаном. И так я стал горновым при доменной печи.
Фото: © Жәнібек Нұрыш
«В какой группе вы учитесь?»
Тельман Спаев стал агитировать парней, чтобы они перешли в его группу. Никто из них не знал, в чем заключается работа доменщика, и все друг у друга спрашивали об этом.
— После нашего приезда мы узнали, что из Казахстана прибыли еще 33 человека.
Однажды я стоял возле библиотеки и увидел, что из столовой вышел среднего роста и телосложения юноша.
«Брат, в какой группе учитесь?» — спросил он. Я ответил, что учусь в группе доменщиков. Он смахнул волосы со лба и заявил, что запишется в нашу группу. Он сказал, что его зовут Нурсултан Назарбаев и что он из Алматинской области. Он познакомил меня со своими товарищами. Я повел их к мастеру производственного обучения Дмитрию Изотовичу Погорелову, который записал их в нашу группу.
Фото: © Жәнібек Нұрыш
«Сон, который видел Нурсултан»
По словам Тельмана Спаева, группа была очень дружной.
— В нашей группе был 21 человек. Мы занимали две комнаты в общежитии. Наш староста Нурсултан хорошо учился. Участвовал в общественной работе. В 1959 году он стал членом бюро комитета комсомола. Каждый год состав бюро обновлялся на 30%. Нурсултан любил шутить, смешить окружающих. Иногда мы собирались в комнате и пели, говорили по душам.
Однажды Нурсултан сказал, что хочет кое-что рассказать. Мы думали, что он, как обычно, начнет шутить.
«На прошлых выходных я был в Днепропетровске и познакомился там с одной девушкой. Мы до вечера гуляли по городу. Потом она пригласила меня к себе домой на чай. Переступив порог, я увидел в комнате мягкую кровать. Она предложила мне сесть, а сама пошла на кухню. А я начал беспокоиться о том, что в комнату могут ворваться люди, избить и отобрать у меня деньги и что я тогда буду делать? Голову посещали разные тревожные мысли. И в этот момент я услышал шепот из-под кровати. Наклонившись вниз, я увидел, что там кто-то таращится на меня. Я закричал, вскочил с места и выбежал на улицу. И после этого проснулся», — поведал он.
Фото: © Жәнібек Нұрыш
Тельман также рассказал, как подрался с одним парнем из одной группы и как Нурсултан их разнимал и мирил.
«Тебя Нурсултан зовет»
— В нашей группе учился Палмаганбет Курманбаев из Шымкента. Он был художником в газете «Горновой». Он был самым старшим в группе. 1936 года рождения. А я был 1938 года рождения.
Однажды я возвращался с тренировки по баскетболу и увидел Палмаганбета. Он был весь в белом. Ринулся ко мне и повис на моей шее. Я его поволок до второго этажа. Просил слезть. Он не слезал. Я толкнул его. Он отлетел. Потерял четыре зуба. Позже председатель профкома Жасузак сказал, что меня вызывает Нурсултан, и повел меня к нему. Я увидел Палмаганбета. Он попросил у меня прощения. И мы помирились.
Фото: © Жәнібек Нұрыш
Никто не видел предпосылок тому, что Нурсултан станет когда-нибудь президентом. Но был один случай, который впечатлил моих одногруппников.
«В будущем»
— Мы проходили практику на заводе и готовили дипломную работу, которая должна была подтвердить полученную квалификацию. Каждый из нас должен был составить чертеж одной из частей печи. Нам дали на это 4 месяца.
10 марта Дмитрий Изотович решил проверить, как идет подготовка. Оказалось, что некоторые даже не приступали к работе. Некоторые дошли до половины.
У Нурсултана была тема: «Подготовка шихты для доменной печи» и подготовка чертежа электрооборудования. У него была готова теоретическая часть. А чертеж не был завершен. Он пообещал, что к следующей проверке все сделает.
По сравнению с другими Нурсултан много времени проводил в библиотеке. Мы его все время видели с книжкой. Моя тема называлась «Железорудные месторождения СССР». У меня тоже все было готово. Осталось только сделать чертеж.
Дмитрий Изотович проверил наши работы, сделав несколько замечаний.
«Пояснительная записка Назарбаева похожа на доклад секретаря обкома. Он в будущем станет первым секретарем центрального комитета компартии Казахстана», — сказал Погорелов.
Услышав его слова, все стали спрашивать: «А я? Я кем буду?».
«Кабидолла. Ты будешь партийным работником. Жасузак. Ты станешь обер-мастером, то есть старшим мастером при доменной печи. Турганбек. Ты будет старшим по смене. Аманали, ты тоже станешь старшим работником. А ты, Тельман, тоже партийный работник», — продолжал перечислять он.
Фото: © Жәнібек Нұрыш
Тельман Спаев рассказал об инциденте, который произошел к концу учебы, когда все собирались домой.
«Воровство»
— Нурсултан играл на аккордеоне. Однажды он принес в комнату аккордеон, принадлежащий однокурснику из параллельной группы. Из дома ему прислали 900 рублей на покупку аккордеона.
300 рублей он потратил на мелкие расходы. А 600 рублей он положил в тумбочку и пошел на занятия. Вернувшись, он не обнаружил в тумбочке денег.
В комнате жили 9 человек. Кого из них подозревать? А в соседней комнате еще больше людей. Он отозвал Рыспанбека и рассказал о своей беде. Рыспанбек поклялся, что он этого не делал и вызвался помочь найти воришку.
Они отправились в буфет, где узнали, что некий худенький юноша обменивал крупные деньги на мелкие. Это был Амирбек, проживающий с Нурсултаном в одной комнате.
«Ты сегодня разменивал 100 рублей, откуда ты их взял?» — спросили парни у него.
Он назвал имя одного украинца. Тогда Нурсултан и Рыспанбек отправились к украинцу и спросили у него: «Ты давал Амирбеку деньги?». Он ответил, что давал. Рыспанбек рассердился и ударил его под дых и потребовал, чтобы тот сказал правду. И ударил еще раз. «Нет. Не давал», — сдался он. «Тогда почему говорил неправду?» — спросили у него парни. «Об этом меня попросил Амирбек», — промолвил он.
Услышав об этом, Амирбек выбежал из училища. Рыспанбек и Нурсултан погнались за ним. На станции Баглай парнишка попал в руки милиционеров.
В те времена дела людей сначала рассматривали на комсомольском собрании.
«За полтора года обучения вы все как будто стали моими детьми. Вашу дружбу я всегда ставил в пример. Все было хорошо. И только этот случай позорит нас. Послушайте меня. Вы приехали из Казахстана вместе. И возвращайтесь тоже вместе», — сказал Дмитрий Изотович Погорелов.
Нурсултан поддержал слова своего учителя. Амирбек покаялся и пообещал, что дома, в Темиртау, вернет деньги.
Через два дня состоялось комсомольское собрание. Комсорг нашей группы Долгабай Есбаев перед комсоргами 29 групп обрисовал сложившуюся ситуацию. Поступило несколько предложений. На трибуну взошел Нурсултан Назарбаев. Он отметил, что у Амирбека хорошая успеваемость, что остался один месяц до окончания учебы. И добавил, что Амирбек вернет деньги по возвращению в Темиртау, и вся группа берет его на поруки.
На собрании выступил также милиционер, расследовавший дело. Он знал всех наших парней, так как обедал в той же столовой, что и мы. Он заметил, что Амирбек не такой уж и плохой парень.
Комсорг училища Виктор Блюс поддержал Назарбаева. И, таким образом, Амирбек избежал неприятностей.
Я тогда стал свидетелем настоящих человеческих качеств Нурсултана Назарбаева. Он умел прощать.
Фото: © Жәнібек Нұрыш