вторник, 19 марта 2024 г.
icon
449.3
icon
489.69
icon
4.89
Алматы:
icon
15oC
Астана:
icon
1oC
1xadv
×

Политический статус партии №2

Самая мощная интрига выборов-2023 заключалась в том, кто займет второе место. Поскольку шансы на успех самого многочисленного, опытного и профессионального Amanat были, можно сказать, предсказуемы (хотя партия, стоит отметить, не стала почивать на былых лаврах и с большим энтузиазмом и даже азартом включилась в предвыборную гонку), было понятно, что главным героем выборов станет партия №2, передает sailaunews.kz.

Многие аналитики прочили это место сильным и узнаваемым партиям — «Ак жол» и НПК. Но настоящей «темной лошадкой» оказалась партия «Ауыл».

Народно-демократическая партия «Ауыл» была зарегистрирована в 2002 году. Потом она объединилась с партией патриотов, стала народно-демократической и четыре раза участвовала в парламентских выборах, правда, безуспешно.
Как сейчас подчеркивают сами «ауыловцы», второй партией «Ауыл» стал еще в 2021 году. Тогда на выборах депутатов мажилиса и маслихатов всех уровней, прошедших 10 января 2021 года, партия хоть и не прошла в мажилис, но стала второй по количеству избранных по спискам партии депутатов областных, городских и районных маслихатов.

Кроме того, партия «Ауыл» на сегодняшний день — вторая по количеству избранных сельских акимов от партии, которых тоже начали выбирать, начиная с 25 июля 2021 года.

Да и на прошлогодних президентских выборах кандидат от партии Жигули Дайрабаев тоже занял второе место.

В чем же секрет успеха «Ауыла»?

Опять же именно они, как мы писали выше, хоть и не прошли в мажилис в 2021 году, смогли занять места в маслихатах всех уровней и имели самую большую представленность в регионах после Amanat.

Кроме того, популярность «Ауыла» это, по мнению некоторых политологов, «мягкая» форма протеста, поддержка местных элит и ностальгическое голосование внутренних мигрантов».

«На этом фоне интересен рост рейтинга партии «Ауыл», в которой потихоньку концентрируются представители региональных элит, не видящие своих перспектив в других партиях (включая Amanat). Электорат партии, как уже не раз отмечалось, более активен в городах, нежели в сельской местности, что неудивительно с учетом растущей внутренней миграции. Хорошим выбором в качестве «фронтмена» стал Жигули Дайрабаев, производящий лучшее впечатление, нежели другие лидеры «Ауыла», — писал политолог Данияр Ашимбаев.

Кстати, харизма зампреда партии Жигули Дайрабаева оказалась еще одним козырем в рукаве агитационной кампании партии.

«Хорошие шансы «Ауыла». Партия нащупала нечто в рядах избирателей, активно выжимает все соки из своего фронтмена Жигули Дайрабаева. На самом деле тут вопрос конкретно антиэлитного голосования в пользу «забытого и обиженного аула». Условно харизматичный Жигули-ага — приемлемый кандидат, которому можно доверять. Программа партии и ее список играют тут вторичную роль», — писал в своем Telegram-канале политолог Газиз Абишев.

К тому же, по мнению аналитиков, сыграл роль и так называемый «казахский фактор». К примеру, на предвыборных дебатах на телеканале «КТК» Жигули Дайрабаев был единственным, кто выступал на казахском языке. А в партийном списке партии «Ауыл» числится журналистка Анна Данченко, которая несколько лет назад предлагала срезать на 30% зарплаты всем, кто не владеет государственным языком. Там же экс-кандидат в президенты Каракат Абден, которая предлагала облагать налогами казахских девушек, выходящих замуж за граждан других стран.

Сами «ауыловцы» свою победу считают результатом «повседневной методичной, планомерной, без скатывания к популизму работы партии на протяжении последних 7,5 лет, с того самого момента, когда в конце августа 2015 года в партии «Ауыл» был избран ее новый председатель, Али Бектаев, и началась серьезная трансформация, полная перезагрузка партии».

Получив такую серьезную поддержку и кредит доверия, партия «Ауыл» с высоко поднятой головой входит в мажилис. А дальше? В идеале партия №2 должна стать сильным спарринг-партнером Amanat в парламенте, что станет предпосылкой для двухпартийной демократической системы в Казахстане.

В этой связи можно вспомнить интересный кейс, о котором рассказал в своем Telegram-канале политолог Айдос Сарым. В Нидерландах аграрная журналистка создала политическую партию для защиты фермеров от радикальных экологов и активистов. Каролина ван дер Плас была возмущена тем, что фермеров все чаще стали обвинять во всех мировых бедах — от жестокого обращения с животными до климатического кризиса.

«В 2017 г. Ван дер Плас объединила вокруг себя единомышленников и основала политическую партию Boer Burger Beweging (Движение фермеров и граждан), которая заняла принципиальную позицию по защите фермеров от радикальных экоактивистов и отметилась рядом акций. Самая громкая случилась в 2019 году, когда предложение одного депутата вдвое снизить в Нидерландах поголовье скота привело к масштабным акциям протеста.

Новый виток случился в 2022 году, когда правительство выделило 24,3 млрд евро на программу закрытия животноводческих хозяйств. Цель все та же — снизить поголовье животных на треть к 2035 году. Только в этот раз экологи стали требовать еще и закрытия строек по всей стране, чем навлекли на себя гнев обычных людей, которые увидели в Ван дер Плас надежду на защиту своих интересов. В результате ее партия получила большинство во всех 12 провинциальных советах, что потенциально дает ей шанс на премьерство.

В эпоху тоталитарной «зеленой повестки» и радикального экоактивизма история Каролины ван дер Плас — маленькая революция. И, по сути, маркер реальных настроений общества.

Жан Даради

Источник: Центр перспективных исследований NIKA group

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0