Автор BBC News Иветт Тан посвятила развернутый материал казахстанской группе Ninety One. Журналист рассказала о том, с чем пришлось столкнуться молодым талантам на их творческом пути и как впоследствии Q-pop или Qazaq-pop, который начался с одной группы, стал развивающимся поп-жанром в Казахстане, передает ИА «NewTimes.kz».
Ninety One дебютировали как бойз-бэнд в 2015 году в надежде радовать своей музыкой казахстанцев. Вместо этого они были встречены гневом, протестами и даже угрозами.
«Они исполняют хореографические танцевальные номера, поют захватывающие мелодии и снимают шокирующие музыкальные клипы — и нет, мы не говорим о K-pop группе. Но группа сделала себе имя не только своей музыкой. Они также сделали огромное заявление, когда пять андрогинно выглядящих участников — с длинными волосами, подводкой и макияжем — ворвались на сцену в глубоко консервативной стране и бросили вызов ее гендерным нормам», — описывает Иветт Тан казахстанских артистов.
В конце концов, сопротивление утихло, и группа начала набирать популярность.
«Казахстанская городская молодежь уже знала и любила K-pop, так что это дало им возможность насладиться местными группами, производящими музыку, которая была больше для них», — говорит профессор этномузыкологии государственного университета Боулинг Грин в США Меган Рансьер.
Современная музыкальная сцена в Казахстане в последние годы диверсифицируется, хотя, по словам группы, этого не было, когда они только начинали свой путь.
«В детстве мы в основном слушали иностранную музыку, потому что у нас не было ни одного исполнителя в Казахстане. Местная музыка была сосредоточена на тоях и народной музыке. Артисты могли зарабатывать деньги только так».
«Тот факт, что они собирают тысячи людей на своих стадионах, может сказать нам, что казахстанская публика больше принимает негегемонистскую мужественность сейчас, чем когда-либо», — говорится в материале ВВС.
Сегодня в Казахстане существуют десятки Q-pop групп, и все они вдохновлены первоначальным успехом Ninety One.
«Ninety One предложила современный продукт, который помог им завоевать значительную базу поклонников среди молодежи», — считает научный сотрудник Национального университета Сингапура Сабина Инсабаева.
С тех пор Q-pop распространился по всему региону, завоевывая популярность в соседних странах, таких как Турция, Азербайджан и Туркменистан. Позже появились поклонников и по всему миру.
Но ключевым отличием группы является ее мотивация продвигать казахский язык.
Казахстан, входящий в состав бывшей советской республики, находится на границе с Россией. Перепись 2009 года показала, что только 62% населения могли свободно говорить и писать на казахском языке по сравнению с 85% на русском языке.
«Q-pop считается инструментом для конструирования (казахстанской — прим.) национальной культуры, в то время как K-pop — это, скорее, культурный продукт, созданный частными компаниями» — таково мнение BBC-эксперта по K-pop профессора Ли Гю Тага.
Но сделал ли Q-pop что-нибудь для изменения гендерных норм в Казахстане?
Доктор Инсабаева говорит, что, хотя группа определенно внесла свой вклад в этот вопрос, все еще есть «значительное количество людей», которые отвергают то, как выглядит Ninety One.
Нельзя отрицать, что группа определенно сделала первые шаги, необходимые для такого разговора.
«Не думаю, что они на самом деле изменили гендерные нормы... Они бросили вызов общепринятым гендерным нормам с точки зрения их внешнего вида и поведения», — отметил профессор Рансье.