Утильсбор в Казахстане назвали дискриминационной мерой

Стимулирование избранных предприятий с помощью утильсбора обосновывают развитием промышленности, организацией новых рабочих мест и увеличением налогов в бюджет, говорится в обращении ассоциаций к Президенту РК. Однако, по заявлениям участников брифинга «Экокодекс РК и расширенные обязательства производителей», прошедшего 10 ноября в Алматы и Нур-Султане, на практике наблюдается обратный эффект - ограничение конкуренции, монополизация рынков и рост цен, передает ИА «NewTimes.kz».

Утильсбор в Казахстане назвали дискриминационной мерой

«В новый Экологический кодекс вводится утильсбор в том виде, в котором он не обновляет машинотракторный и автомобильный парк с улучшением экологии, а наоборот приводит к его старению, создает тенденции монополизации, ведет к беспрецедентному росту цен. Утильсбор бесконтролен и неподотчетен обществу и органам власти», — заявил в своем выступлении депутат Мажилиса Парламента РК, председатель Союза промышленников и предпринимателей «Ел тірегі» Нуржан Альтаев.

Согласно данным официальной статистики, автопроизводители в 2019 году получили свыше 130 млрд тенге господдержки. В числе инструментов: льготы по НДС (почти 43,2 млрд тенге, исходя из объема производства в денежном выражении на 359,5 млрд тенге, согласно данным «КазАвтоПром»), субсидии посредством льготных лизинговых программ и льготного автокредитования населения, экспортного и предэкспортного кредитования, государственных и квазигосударственных закупок, возвратов от ТОО «Оператор РОП» (за 2017-2019 годы перечислено порядка 75 млрд тенге, из которых до половины могли быть получены в 2019 году исходя из динамики производства) и другие преференции.

В то же время в Казахстане в текущий момент только две площадки по сборке легковых автомобилей с полным комплектом государственных льгот. При этом текущие Правила и условия заключения, а также основания для изменения и расторжения соглашения о промышленной сборке транспортных средств с юридическими лицами РК стали непреодолимым барьером, снижающим стимулы входа на рынки новых участников.

«Использование нерыночных методов конкуренции: как получилось, что, например, в Польше появился дополнительный бизнес, для ввоза в Казахстан и получения преференций они разбирают автомобили на составные части чтобы потом их собрать в Казахстане?» — отметил член правления Союза промышленников и предпринимателей «Ел тірегі» Тимур Жаркенов. 

Начальные требования, обязательные для исполнения по балльной системе оценки локализации, следующие: производственная мощность не менее 25 тыс. единиц в год при двусменном режиме работы, сварка кузова не менее двух моделей, окраска кузова, включая катафорез, не менее двух моделей.

Схожая ситуация и в производстве сельхозтехники и кабельно-проводниковой продукции.

Ранее, в своем обращении к Президенту РК Касым-Жомарту Токаеву касательно отмены утильбсора, представители ассоциаций заявляли также, что происходит монополизация госсубсидий на поддержку сельхозмашиностроения. В частности, не все компании могут получить стимулирование от Оператора РОП.

Так, в действующий Предпринимательский кодекс РК введено требование о том, что соглашения о промышленной сборке могут заключаться только с компаниями, построившими полноценный завод с линиями по гибке, сварке и покраске техники. Это заведомо является прямым непреодолимым барьером для всех потенциально новых казахстанских сборочных заводов.

В настоящее время в Казахстане отсутствует полноценное производство сельскохозяйственной техники. По мнению участников брифинга, формула подсчета уровня локализации не позволяет оценить ее уровень, поскольку включает дополнительные затраты сборочных цехов и прибыль и не отражает наличие местного содержания в самой технике, а в действительности, техника приходит в РК уже полностью собранной.

По информации руководителя кабельного центра «Интеркоммерц  Казахстан» Владимира Ким, в Казахстане отсутствует неутилизированный кабель, при этом планируется внедрение платы за утилизацию. Предлагается утилизационный сбор в размере 5% от цены. Определение в нормативной документации РК экологически безопасного кабеля отсутствует.

«Введение утильсбора неминуемо приведет к увеличению стоимости кабельно-проводниковой продукции, причем, повышение цены будет превышать значение ставки утильсбора в 5%. Кроме самой ставки, на рыночную стоимость будут влиять сопутствующие факторы: в первую очередь - ограничение конкуренции», — сказал он.

По мнению участников брифинга, введение утилизационного сбора уже показывает обратный эффект – это замедление роста и старение автопарка, совращение доступности автомобилей казахстанцам, значительное увеличение цен на технику.

Так, приобретая автомобиль или трактор, покупатель уплачивает утилизационный сбор на легковую технику в среднем 8 млн тенге, а на сельскохозяйственную технику до 12.5 млн тенге с единицы.

Loading...

29 ноября, воскресенье