Несмотря на охватившую весь мир в 2020 году пандемию, сильно повлиявшую на многие виды бизнеса и сократившую доходы как предпринимателей, так и работников, сфера интернета оказалась не только не затронутой эпидемией, но и показала неплохой рост, пишут аналитики Alpari в материале для ИА NewTimes.kz.
Так, количество пользователей интернета в мире, по данным ООН, на начало января 2021 года выросло за 12 месяцев на 7,4% —до 4,66 млрд пользователей, что составило примерно 60% от населения Земли. Из них социальными сетями пользовались 4,2 млрд, что соответствует 90% от общего количества пользователей интернета в мире и почти 54% от населения Земли. Причем за 2020 год количество пользователей соцсетей в мире увеличилось на 13,2%.
Количество пользователей сети Интернет и социальных сетей в мире, 2019-2020 гг.
По данным исследовательских агентств Hootsuite и We Are Social, среднестатистический пользователь соцсетей в мире проводит в них в среднем около 2,5 часов в день, что составляет 36% от совокупного времени, которое среднестатистический житель Земли проводит в интернете (то есть почти семь часов в день), и уже близко к времени, которое среднестатистический пользователь тратит на просмотр телевидения (3,5 часа в день). Для сравнения: на чтение газет и журналов (включая сайты печатных изданий) у среднестатистического жителя планеты уходит чуть больше двух часов в день, а радио жители Земли слушают в среднем не более часа в день.
А если принять во внимание, что на пользование интернетом с мобильного телефона у среднестатистического жителя планеты уходит 3 часа 40 минут в день, то это значит, что социальным сетям есть куда расти. Ведь социальные сети — это не только способ общения с друзьями, но и возможность получить полезную информацию и советы в самых разных сферах — от бизнеса до домашнего хозяйства, а также совершать платежи онлайн, покупать товары, переходя по рекламе на сайты интернет-магазинов, управлять личными финансами, искать работу или персонал и т. д. Одним словом, если еще лет 10 назад для каждой из этих целей нужно было посещать отдельный сайт (а нужный сайт сначала найти через поисковую систему), то теперь для выполнения этих разнообразных задач достаточно зайти в любимую соцсеть.
К началу 2021 года число активных пользователей самых популярных в мире соцсетей перевалило за миллиард, а еще у трех — даже за 2 млрд. Например, у крупнейшей в мире социальной сети Facebook на начало января 2021 года насчитывалось 2,74 млрд активных пользователей, у видеохостинга YouTube — 2,29 млрд, у мессенджера WhatsApp — 2 млрд.
Крупнейшие в мире социальные сети по числу активных аккаунтов, январь 2021 г., млн
Среди топовых социальных сетей мира несколько из развивающихся стран, в частности крупнейшие соцсети Китая (WeChat, TikTok, Douyun, QQ), а также российский Telegram. В этот рейтинг не попала российская и хорошо известная на пространстве СНГ социальная сеть «ВКонтакте», у которой число активных аккаунтов, может, и не настолько велико, как у других, но, тем не менее, превысило, по оценкам самой соцсети, 685 млн на начало апреля 2021 года. Бесспорное лидерство по числу зарегистрированных аккаунтов принадлежит американским социальным сетям.
Учитывая широкую востребованность этих социальных сетей по всему миру, их уже правомерно называть не американскими (хотя компании, владеющие этими брендами, зарегистрированы по законодательству США), а международными. И популярность этих соцсетей в мире, а также узнаваемость их брендов владельцы соцсетей успешно монетизируют. Так, социальная сеть Facebook, бренд которой так же хорошо известен потребителям, как Apple, Microsoft или McDonald’s, генерирует почти 100% своей выручки от размещения рекламы и по итогам 2020 года заработала 86 млрд долларов, увеличив выручку на 22%, причем 98% выручки было получено от размещения рекламы.
Корпорация Twitter, владеющая одноименной соцсетью, по итогам 2020 года заработала 3,7 млрд долларов, и почти 90% выручки составили рекламные доходы, а рост самой выручки составил 7%. Судя только по этим цифрам, похоже, что вселенная социальных сетей живет совершенно другой жизнью, чем планета Земля, и ее не затрагивают внешние потрясения, такие как пандемия коронавируса. И в этом есть значительная доля истины, ведь пандемия напрямую негативно влияет только на физические контакты людей, которые во вселенной соцсетей не имеют большого значения.
Большим конкурентным преимуществом социальных сетей по сравнению с другими средствами коммуникации является их возможность быстро наращивать аудиторию и, соответственно, быстро выходить на окупаемость. Так, в 2020 году выручка крупной китайской компании Byte Dance (владельца соцсети TikTok) только в Поднебесной составила, как сообщили китайские СМИ, 35 млрд долларов. И хотя западные СМИ оценивали рекламную выручку в соцсети TikTok за 2020 год максимум в 1 млрд, очевидно, что даже недавно создавшаяся социальная сеть способна поднять миллиарды долларов на размещении рекламы.
В Казахстане присутствуют все известные мировые бренды социальных сетей, а также бренды из соседней России. По оценке агентства ranking.kz, на начало 2021 года самой популярной соцсетью, согласно опросам населения, стала Pinterest, зарегистрированная в США и представляющая собой приложение, позволяющее делиться изображениями в режиме онлайн. За 10 лет существования соцсеть превратилась в весьма мощную торговую платформу, востребованную прежде всего у женской аудитории и являющуюся на сегодняшний день наиболее серьезным конкурентом соцсети Instagram. Этой сетью пользуются 32,7% опрошенных казахстанцев.
Также среди у жителей Казахстана популярностью пользуются YouTube (20,4% опрошенных), «ВКонтакте» (14,9%) и Facebook (13,2%). У каждой из социальных сетей своя целевая аудитория: «ВКонтакте» в наибольшей степени востребована у молодой аудитории до 35 лет, а Facebook — более «респектабельная» соцсеть, в которой ищут деловых партнеров и выгодные предложения о работе, да и для многих профессий считается хорошим тоном иметь активную страницу в одной или даже нескольких социальных сетях.
Рейтинг популярности социальных сетей в Казахстане
Так что вселенная социальных сетей, учитывая то, что для современного человека пребывание в соцсетях — уже норма жизни, будет продолжать генерировать миллиардные доходы от рекламы, а производители товаров и услуг в свою очередь будут стремиться разместить рекламу в социальных сетях, чтобы стать ближе к целевой аудитории.