Ситуация вокруг конфликта России и Украины неприятно скажется на многих сферах жизни казахстанцев, в том числе автомобильной, считают эксперты kolesa.kz. И дело не только в том, что курс тенге к доллару сильно зависит от российского рубля, но и от связей нашего официального авторынка с соседским через дистрибьюторов и поставщиков, передает ИА «NewTimes.kz».
Однако, как отмечают аналитики, в первую очередь следует остановиться на ценах, ведь стоимость автомобилей в местных автосалонах напрямую диктуется валютным курсом. Это справедливо как для полностью импортных машин, так и машинокомплектов, ввозимых в Казахстан для последующей сборки. И те и другие оплачиваются в иностранной валюте.
«Можно с уверенностью заявить: вслед за ослаблением курса тенге цены на новые автомобили взлетят вверх. Зависимость прямая. Насколько — вопрос открытый, и прогнозы строить не выходит, т. к. тенге слабеет день ото дня», − говорится в публикации.
Как уточняется, схожие сценарии все видели после каждой девальвации.
«Да и в целом, если оглянуться назад и посмотреть, сколько некоторые модели стоили раньше и сколько стоят сейчас, можно заметить, что цены в переводе на доллары США за несколько лет росли медленнее по сравнению с тенге», — пишет автор.
К примеру, Lada Granta в 2012 году за седаны просили от 1 186 000 тенге, или около 8 тыс долларов по курсу на тот момент. В 2019 году с появлением обновленной «Гранты» ценник в долларах вырос лишь на 160, а вот в тенге прибавка оказалась более существенной. В графе «от» значилась цифра 3 095 000. В январе 2022-го Lada Granta в Казахстане предлагали покупать по цене от 3 665 000 тенге, ну а в долларах это 8405.
Итого в американской валюте цена за 10 лет выросла на 5,1%, а в казахстанской — на все 209%.
Если предположить, что курс доллара устаканится на отметке 500 тенге, цена на «Гранту» будет стартовать от 4,2 млн тенге.
Иной пример — Toyota Camry XV70. Седаны последнего поколения вышли на рынок Казахстана в 2018 году. В том июле стоимость простейшей версии Camry составляла 8 990 000 тенге, или 26 363 доллара. В 2021 году модель пережила обновление, а к началу 2022-го в официальных прайсах тенговая стоимость машины в самой доступной комплектации с новым 2-литровым мотором и вариатором составляла 13 400 000 тенге. В долларах по курсу на начало февраля это 30 911. Итого плюс 4548 долларов, или 17,3%. В тенге прибавка составила 50,7%, или 4 410 000.
А как изменится стоимость автомобиля, выпускаемого сейчас в Казахстане по методике CKD, то есть с увеличенной долей локализации — со сваркой и окраской кузова. Один из них — популярный седан Hyundai Accent.
В середине 2016 года за седаны еще полностью российского производства в автосалонах РК просили от 3 700 000 тенге, или примерно 10 922 доллара. Сейчас схожих по уровню комплектаций в продаже нет, так что возьмем версию подороже, но с тем же базовым мотором объемом 1,4 литра и механикой. По прайсу она стоила в то же время 4 280 000 тенге, или 12 634 доллара. За пять прошедших лет Accent успел не только пережить рестайлинг, но и прописаться сначала на костанайском предприятии, а с 2020 года на алматинском заводе Hyundai. Цена тоже подросла.
Схожая по оснащению машина в вариации Active Plus в январе 2022 года уже оценивалась в 6 390 000 тенге, или 14 655 долларов по тогдашнему курсу. Простейший расчет показывает, что с 2016 по 2022 год стоимость Hyundai Accent в долларах выросла на 16%, а в тенге на 49,3%.
Почему растут долларовые цены на новые автомобили
«Причин для роста цен в валюте на самом деле много, начиная от расширения набора стандартного оборудования, опций, а также различной электроники и заканчивая удорожанием сырья, из которого делается техника. Но, помимо этого, есть и некоторое ценовое регулирование со стороны автоконцернов. Стоимость формируется так, чтобы избежать реэкспорта машин между соседними странами. Зачастую планка оценивается по самому крупному рынку в регионе», — считают эксперты.
Отмечается, что у дистрибьюторов и дилеров могут быть свои запасные планы по сдерживанию роста цен, но они также «нерезиновые».
«И если прайсы не перепишут прям завтра, то это неминуемо произойдет через месяц-два. В убыток себе продавать автомобили никто не станет. При этом подорожание собираемых в Казахстане моделей ожидается чуть ниже, чем импортных. Рост цен на новые автомобили не единственный повод для беспокойства. Из-за санкций в отношении России наши автосалоны могут лишиться и определенных моделей, которые приходили в страну из РФ либо заказывались через российских дистрибьюторов. В этом списке машины как премиальных марок вроде Jaguar и Land Rover, так и Nissan, Mitsubishi, Renault и Volkswagen, к примеру», — уточняет автор.
Резюмируя, эксперты отмечают, что казахстанским автовладельцам стоит готовиться и к повышению стоимости импортных запчастей, и расходников — масел, фильтров, охлаждающей жидкости и покрышек.
Ранее стало известно, что сразу 20 компаний подняли цены на автомобили в России.
Специалисты также дают неутешительные прогнозы об удорожании цен на авто и запчасти в Казахстане.