пятница, 22 ноября 2024 г.
icon
494.87
icon
520.65
icon
4.91
Алматы:
icon
1oC
Астана:
icon
-2oC
×

«Наши доходы просядут»: Чем авария в Каспийском трубопроводном консорциуме грозит казахстанской экономике?

Пока мировые рынки нефти лихорадит из-за антироссийских санкций, Казахстан столкнулся с очередной внешней проблемой. Пару дней назад трубопроводная система Каспийского трубопроводного консорциума пострадала в результате сильного шторма в Черном море. Поломка в нефтетерминале является критической и уже грозит миллионными убытками.

Дело в том, что нефтепроводная система КТК считается основным маршрутом экспорта казахстанской нефти. И хотя чиновники из Минэнерго утверждают, что авария никак не скажется на поступлениях в бюджет, в оптимистичный прогноз экономисты верят с трудом. Чем сокращение поставок нефти грозит казахстанской экономике, разбиралась журналист ИА «NewTimes.kz».

Фото: iStock
Фото: iStock

22 марта в результате сильного шторма в Черном море пострадала трубопроводная система Каспийского трубопроводного консорциума. Она обеспечивает более двух третей всей экспортной нефти Казахстана.

«По результатам водолазного обследования комплекса оборудования выносных причальных устройств на морском терминале (МТ) под Новороссийском после шторма силами подрядной организации ООО «Транснефть-Сервис» по обслуживанию МТ выявлены повреждения 9-го и 13-го шлангов внутреннего рукава ВПУ-2», — сообщили в компании.

Как позже отметил министра энергетики РФ Павел Сорокин, ремонт причального устройства может затянуться на долгие недели. Многое зависит и от благоприятных погодных условий.

«Там находится три терминала нефти. Один из них был поврежден, а второй находится под обследованием. Но есть существенный риск, что и там есть повреждения», — пояснил Сорокин.

В случае подтверждения ущерба ремонт выносного причального устройства на терминале КТК может занять 1,5-2 месяца, что вызовет выпадение экспорта нефти в объеме около 1 млн баррелей в сутки.

Эксперты тут же начали подсчитывать ущерб. Дело в том, что Казахстан является вторым главным акционером Каспийского трубопроводного консорциума. Около 80% отечественной нефти экспортируется через Россию по трубопроводам КТК.

К примеру, в прошлом году транзитом через систему прошло более 50 млн тонн нефти. По данным Reuters, КТК отгружает около 1,2 миллиона баррелей в сутки нефти, что составляет 1,2 процента мировых поставок, с казахстанских месторождений, разрабатываемых Chevron, Exxon Mobil, Eni и Shell.

И, пока на терминале остановлена погрузка нефти, Казахстан день за днем теряет свою экспортную выручку. Кроме того, сокращение поставок еще больше отразится на турбулентности котировок и стоимость нефти.

«До 8 млн тонн нефти, согласно нашим оценкам, могут составить минимальные потери экспорта казахстанского сырья, которое транспортируется по КТК, из-за случившихся неисправностей причальных устройств в Новороссийске. Это значит, что без определения адекватной альтернативы поставок казахстанской нефти на соответствующую величину может сократиться и добыча сырья в стране.

В результате случившегося рост ВВП Казахстана, по нашим оценкам, в 2022 году может недосчитаться от 0,9 до 1,6 процентных пункта. Из этого получается, что в совокупности с реализованным обесценением курса тенге к USD в этом году мы увидим существенное сокращение и номинального ВВП Казахстана на душу населения, выраженного в долларах США», — считают авторы Telegram-канала Tengenomika.

А в союзе нефтесервисных компаний заявили, что бюджет Казахстана может недополучить порядка 500 млн долларов, если простой консорциума затянется на два месяца.

С такими печальными прогнозами не согласны отечественные чиновники. По словам министра энергетики РК Болата Акчулакова, авария не повлияет на поступления в бюджет из-за высоких цен на нефть.

«Сегодня цена на нефть достаточно высокая, даже очень высокая, больше 120 долларов на утро было за баррель. Это при том, что на этот год планировали 60 долларов в среднем. Поэтому с точки зрения каких-то поступлений в бюджет не вижу рисков», — заявил министр.

Тем не менее в Минэнерго уже начали искать альтернативы для отгрузки экспортной нефти:

«В настоящее время министерством энергетики проводятся консультации с КТК по срокам возобновления работы морского терминала, при этом прорабатываются возможности увеличения отгрузки нефти на экспорт по альтернативным маршрутам», — заявили в ведомстве.

По словам экономиста Олжаса Турара, вариантов у Казахстана на самом деле не так уж и много:

«Очевидно, что полностью перенаправить потоки экспортной нефти в кратчайшие сроки не получится. Временной альтернативой сейчас называют порт Актау, есть нефтепровод, который идет через Самару. А также небольшой объем в сторону китайского направления.

Остальные более объемные маршруты, которые можно было бы рассматривать, займут некоторое время. Железнодорожный транспорт находится под большим вопросом, для транспортировка такого объема нефти у нас не хватает мощностей», — отмечает эксперт.

Если Казахстану не удастся перенаправить часть своего экспорта на другие маршруты, то экономические убытки неизбежны:

«Многое зависит от того, насколько встанет работа КТК. Если ремонт терминалов затянется на несколько месяцев, то экспортные объемы нефти, разумеется, сократятся. Но называть конкретные цифры и подсчитывать ущерб пока еще рано. Могу только сказать, что около 40% казахстанского бюджета формируется за счет доходов от нефти. У нас сырьевая экономика, и это нужно понимать.

С другой стороны, цены на нефть все равно растут. Авария усугубит дефицит на мировом рынке. и вполне возможно, что стоимость нефти дойдет до 150 долларов за баррель. То есть наши доходы от продажи нефти просядут, но ненамного», — считает финансист. 

Эксперт добавил, что сокращение плана по экспорту казахстанской нефти может отразится и на курсе валюты.

«Опять же вопрос о том, удастся ли завершить ремонт в кратчайшие сроки, учитывая санкционные издержки. Насколько я знаю, у КТК сейчас большие проблемы с поставками оборудования из-за рубежа, с ними отказываются работать поставщики.

Если ситуация усугубится, то Казахстан продолжит нести экспортные издержки, а значит, недополучит прибыль в бюджет. Совсем не важно, насколько вырастет стоимость нефти, если у страны нет способа ее продавать. Этот фактор негативно отразится на курсе валют, ну и доходах населения соответственно», — резюмирует экономист.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0