Индекс потребительской уверенности (CCI) в Казахстане в феврале, по данным исследования Freedom Finance Global, показал снижение третий месяц подряд. На этот раз он сильно приблизился к нейтральной границе в 100 пунктов, оказавшись выше ее лишь на 0,7 пункта. Относительно февраля 2023 года индекс также оказался незначительно выше, передает ИА «NewTimes.kz».
Субиндекс благоприятности текущих условий для совершения крупных покупок и расходов снизился на 3,6 пункта, достигнув 66 пунктов, что является рекордно низким значением за все 18 месяцев сбора данных в стране. Лишь 27,4% казахстанцев в феврале сказали, что сейчас, так или иначе, благоприятное время для крупных покупок.
Наиболее заметны изменения против общего тренда в Мангистауской, Актюбинской и области Абай. Там доля позитивных ответов за февраль выросла на 11, 4 и 2 п. п. соответственно. Наибольший регресс показала Атырауская область, где этот же показатель упал с 39 до 23%. Тем не менее худший региональный показатель с небольшой разницей фиксируется в Костанайской области, где доля тех, кто считает, что сейчас благоприятные условия для совершения крупных покупок, составляет лишь 22%.
Субиндекс ожидаемых изменений экономической ситуации в горизонте одного года в феврале снизился на 3,2 пункта, достигнув 129,9 пункта. Это оказалось наименьшим результатом с июля 2023 года и в целом выбивается из общей картины предыдущих шести месяцев, когда среднее значение субиндекса составляло 135,4 пункта. В феврале 54,1% казахстанцев дали положительный ответ касательно перспектив экономики на ближайший год.
В феврале также заметно упал субиндекс ожиданий изменения личного материального положения. Продолжается снижение доли казахстанцев, считающих, что их материальное положение улучшится в течение года — 48,8% против 51,6 в январе. И в этом вопросе молодежь лидирует относительно других возрастов. Доля оптимистов среди этой возрастной группы выросла с 66 до 70%. С другой стороны, лишь 27% людей в возрасте от 60 лет (35% — в январе) дали положительный ответ на этот вопрос. В региональном разрезе наиболее заметное улучшение результатов показал Шымкент, где доля позитивных ответов выросла с 52 до 57%. Тем не менее лидером продолжает оставаться Кызылординская область, где аналогичный показатель достигает 62%.
Инфляционные ожидания и ощущения жителей Казахстана немного повысились после того, как в январе были установлены рекордно низкие значения. 47,1% жителей (45,4% — в январе) заметили сильный рост цен в течение февраля. Это значительно меньше, чем было в аналогичном периоде 2023 года, когда наблюдался пик годовой инфляции. Тогда эта доля составляла 62,4%. В горизонте одного года доля отметивших ускорение роста цен выросла с 58,3 до 60,1%, тем самым потеряв весь прогресс, достигнутый в ноябре — январе.
Среди отдельных товаров и услуг казахстанцев продолжают больше всего волновать цены на основные виды продуктов питания, такие как мясо и птица, молоко и молочные изделия, хлеб и хлебобулочные изделия, овощи и фрукты. Они остаются неизменными в течение последних четырех месяцев.
Читайте также: Алматинцы тратят в магазинах в 20 раз больше, чем жители Туркестанской области
Сильный рост доли отмечается по услугам ЖКХ, рост цен на которые заметили 18,3% казахстанцев против 12,5% в январе. Именно услуги ЖКХ стали главным драйвером ускорения месячной инфляции в феврале.
Читайте также: От 19 до 30%: Какие коммунальные услуги в Казахстане подорожали заметнее всего
Девальвационные ожидания казахстанцев в феврале немного выросли относительно января. При этом в феврале тенге по отношению к доллару ослаб лишь на 0,3%. В итоге доля казахстанцев, ждущих ослабления тенге в горизонте одного года, выросла с 47,6 до 50,5%, а в горизонте одного месяца — с 27,1 до 29,3%. Тем не менее эти показатели все равно ниже тех, которые фиксировались в августе — декабре 2023 года.
Индекс кредитного доверия упал на 0,6 пункта и продолжает оставаться в стабильном диапазоне 34-37 пунктов, который отмечается уже восьмой месяц подряд. Доля казахстанцев, считающих, что сейчас плохое время для получения кредитов, выросла с 49,5 до 51,8%. При этом доля считающих, что сейчас, скорее, хорошее время сберегать деньги, снизилась более заметно — с 35,8 до 32,4%. Этот результат оказался наименьшим показателем с сентября 2023 года.
Уровень спокойствия немного упал в феврале. 54% жителей Казахстана отмечают, что сейчас, скорее, спокойное время, нежели тревожное (55,5% — в январе). Тем не менее на 3,9 п. п. выросла доля тех, кто выбрал однозначно положительный вариант ответа, что заметно компенсировало снижение общего уровня спокойствия. Ожидания по росту безработицы в течение одного года немного выросли. Если в январе 39,1% жителей ждали ее роста, то в феврале таких набралось 41%.
«Восьмая волна исследования потребительской уверенности населения четырех стран Центральной Азии продемонстрировала заметное увеличение пессимизма. Правда, она продолжает оставаться в позитивной зоне во всех четырех государствах, а во всех странах, кроме Казахстана, доля позитивных ответов все равно заметно превышает долю негативных ответов респондентов. Является ли это повсеместное снижение единовременным или началом нового тренда, будет известно в следующих волнах исследования. Что касается инфляционных ожиданий и ощущений, которые резко упали в январе, жители Центральной Азии в целом остались при своем мнении. Правда, в разных странах отдельные товары и услуги вызывают большое беспокойство у населения. Например, в Казахстане это услуги ЖКХ, а в Узбекистане — топливо и ГСМ. Точечная работа государства и бизнеса над стабилизацией цен на определенные товары и услуги, а также продукты питания может значительно улучшить потребительскую уверенность жителей региона», — высказался аналитик Freedom Finance Global Данияр Оразбаев.
В Казахстане и Узбекистане аналитики ежемесячно собирают по 3600 анкет, Кыргызстане — 1600, Таджикистане — 1200 соразмерно объему населения в исследуемых странах. В нашей стране исследование ведется с сентября 2022 года, а в остальных центральноазиатских государствах — с июля 2023 года. Оно базируется на методологии, используемой для получения индексов потребительской уверенности во многих странах мира.