Свою работу завод QazTehna начал летом 2021 года. За это время здесь выпустили современные и комфортные автобусы, предназначенные как для пассажирских перевозок как внутри страны, так и для экспорта в ближнее зарубежье. Важный момент также состоит в том, что на заводе работают над повышением уровня локализации собственного производства — той самой, о которой последние годы говорят часто и на разных уровнях. О том, как проходит сборка автобусов и тест-драйв железных коней, о планах выпускать дорожную спецтехнику и машины скорой помощи, на заводе рассказали собственному корреспонденту ИА «NewTimes.kz» Азиле Джумабековой.
Технологический партнер завода — крупнейший в мире производитель коммерческого транспорта — китайская компания Yutong. Сотрудничество выстроено таким образом, что казахстанский завод получает от коллег из Поднебесной технологии производства, что позволит нарастить уровень локализации собственного производства, а значит, в будущем увеличить долю местного содержания.
По сути, на заводе проходит сборка от деталей будущего транспорта до готового автобуса. Сейчас предприятие заработает в полную мощность: запущен в эксплуатацию и цех мелкоузловой сборки. Здесь происходит сварка, окраска и сборка автобусов. А после строгого соблюдения всей производственной цепочки они готовы покорять улицы и проспекты, записывая в свой «железный актив» тысячи километров дорог.
Проектная мощность производства составляет 1200 автобусов в год. В цехе установлено порядка 200 единиц высокоточного оборудования. Все оно легко адаптируется под любой вид транспорта. На сегодняшний день на предприятии трудятся порядка 1 тыс. человек, они выпускают автобусы различной модификации, а также коммерческую технику.
«В день мы выпускаем четыре автобуса. Годовая проектная мощность завода — 1 200 автобусов и электробусов, а также 500 единиц специальной техники. В планах на ближайшее будущее заняться дорожно-строительной техникой, фронтальными погрузчиками, машинами скорой помощи», — рассказал директор ТОО «QazTehna» Аргулан Майконов.
Практически все сотрудники завода прошли обучение у китайских специалистов компании Yutong. По словам мастеров завода, сборка начинается с рамы, затем идет крепеж кузова, установка полов, вклейка стекол и мелких деталей.
После первого запуска авто отправляется в цех испытания. Пройдя все посты контроля, транспорт отправляют либо на устранение дефектов, либо на обкатку.
На заводе работают водители-испытатели. Именно они проводят тест-драйв, их задача — проехать 15–20 км и понять, как ведет себя автобус на трассе. После этого снова контроль каждой части. На выходе получается транспорт, отвечающий всем мировым стандартам качества.
Руководитель предприятия также отметил, что при заводе действует собственный учебный центр. Он позволяет решить кадровый вопрос и подготовить специалистов по профилю. Штат сотрудников, в основном — это жители Сарани и понятно, что специального образования в машиностроении у них нет. Поэтому многие прошли переквалификацию или полное обучение и успешно работают на производстве.
В управлении промышленности и индустриально-инновационного развития Карагандинской области отметили, что производство автобусов на предприятии QazTehna решает проблему с нехваткой общественного транспорта. Практически все автопарки города заключили договоры и продолжают обновлять транспорт. Продукция завода рассчитана на рынок Казахстана и страны Евразийского союза.