Пандемия коронавируса практически отправила малый и средний бизнес в нокаут. Из-за карантина деятельность многих организаций оказалась под запретом, а за непослушание предпринимателям грозят внушительными штрафами. О том, как спасти свое некогда прибыльное и востребованное дело, в материале корреспондента ИА «NewTimes.kz».
Об уроках выживания для бизнеса рассказал директор департамента правовой защиты предпринимателей НПП «Атамекен» Шынгыс Темир. По его словам, в стране практически не осталось ни одного вида предпринимательской деятельности, который не пострадал от введения карантина. Но в это сложное время бизнесменам нужно быть дисциплинированными и в то же время гибкими, уверен Шынгыс. Необходимо приспосабливаться к новым условиям, учиться, получать знания и применять их на деле.
«Многие компании уже переформатировались с учетом введенных ограничений. Если есть возможность, то необходимо переходить в онлайн и развивать это направление. Если внешние рынки сжались и нет спроса, то необходимо смотреть на внутренние рынки и адаптироваться под нынешнюю реальность. Также важно структурировать расходы компании и разделить их по степени необходимости. И, конечно, необходимо знать о вводимых санитарно-эпидемиологических требованиях и обеспечивать их исполнение», — считает эксперт.
«Некоторым предпринимателям ограничительные меры не позволяют заниматься тем, что они делали до пандемии. Многие товары и услуги стали просто невостребованными. При этом спрос вырос в категориях, не очень популярных до этого момента. Как указано выше, важно быть гибким и своевременно реагировать на тенденции рынка», — добавил спикер.
Эксперт департамента массового предпринимательства и микрофинансирования НПП «Атамекен» Асет Садвакассов подтвердил слова коллеги, отметив, что многим предпринимателям придется навсегда изменить свой подход к работе.
«Основные новые правила — это бесконтактная доставка, безналичный расчет и необходимость освоения онлайн-продаж. Если это микро- или малый бизнес, то необходимо развивать соцсети компании. Вообще, считаю, что казахстанским производителям нужно обучаться онлайн-продажам», — добавил Садвакассов.
«Сильно ограничены такие виды деятельности, как организация отдыха, развлекательные парки, услуги массажа, тату, салонов красоты и общепита, сферы образования и туризма. Если говорить о том, кто больше пострадал, то это турагентства, киноиндустрия, концертные площадки. Они в большинстве закрылись, так сказать, до лучших времен. Мы не говорим, что предприниматели этих сфер деятельности совсем перестанут работать, но, по нашему мнению, это направления, которым стоит пересмотреть свои модели ведения бизнеса и переходить на онлайн или бесконтактный способ продаж», — уточняет спикер.
Шынгыс Темир рассказывает, что сейчас бизнесу как никогда необходима поддержка.
«Много бизнесменов обращается с вопросами аренды и сохранения рабочих мест. При региональных палатах предпринимателей сформированы специальные комиссии, которые рассматривают споры между бизнесом и госорганами, между арендаторами и арендодателями, между коммерческими потребителями коммунальных услуг и их поставщиками.
Оказано содействие 46 088 арендаторам. При этом 12 621 арендатору пошли навстречу: отсрочка платежей на период ЧП, уменьшение арендной платы, снижение аренды за период карантина, эксплуатационных расходов. Работа в данном направлении продолжается», — заключил собеседник.
Асет Садвакассов отмечает, что только за первый месяц режима ЧП к ним за помощью и разъяснениями обратилось свыше 30 тыс бизнесменов, потерявших доход из-за пандемии.
«Вопросы в это время были связаны с вынужденным нарушением договорных обязательств. Как вы знаете, многие сразу отправили более 50% своих сотрудников в отпуск без содержания, а позже, когда все затянулось, уволили. Именно для поддержки пострадавших секторов экономики разработаны некоторые послабления. В частности, освобождение на весь 2020 год от налога на имущество юридических и физических лиц и освобождение от налогов из фонда оплаты труда. Там было разделение: для МСБ — с апреля по октябрь, для крупного бизнеса — с апреля по июль. Это основные меры, которые были оказаны», — рассказывает Садвакассов.
Кроме того, спикер считает, что, несмотря на длительный карантин и ограниченную работу некоторых сфер бизнеса, говорить о прекращении чьей-либо деятельности пока рано.
«Насчет исчезнут, наверное, такого не будет, просто такие компании либо сильно сократят свое присутствие на рынке (например, туркомпании, шоу-агентства, концертные компании), либо перейдут в онлайн-формат. Ведь, несмотря на запреты, народ будет хотеть «хлеба и зрелищ». Ну а со временем ограничения снимут, просто ограничат в массовости и заставят соблюдать санитарные нормы», — заключил он.