В последнее время казахстанцы то и дело вздрагивают от криминальных новостей, в которых фигурируют педофилы. Небезопасными стали игры или самостоятельные прогулки детей во дворе или дорога домой из школы, ведь неизвестно, где подстерегает опасный преступник. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» задалась вопросами, как обезопасить детей от педофилии и почему об этом должны говорить в учебных заведениях.
Пожалуй, эта тема одна из самых больных не только в нашей стране, но и во всем мире. Как же хочется создать максимальную защиту для своего чада от всего опасного, однако это невозможно. Задача родителей — научить ребенка правильно действовать в тех или иных ситуациях, не поддаваться уловкам незнакомых людей, в том числе взрослых и детей.
Кто-то считает, что, заперев дитя на семь замков дома, обеспечит ему полную неприкосновенность и безопасность. Однако столичный психолог Дана Саметова уверена, что зачастую педофилами становятся близкие и хорошо знакомые ребенку люди.
«Педофилия — это психическое расстройство и выражается в сексуальном влечении взрослого к детям допубертатного или раннего пубертатного возраста. Большинство педофилов — мужчины, а вот жертвами могут стать и мальчики, и девочки. Чаще всего люди с этим расстройством ограничиваются сексуальными фантазиями и просмотром визуальной продукции соответствующего содержания. Но другая часть этим не успокаивается и переходит к действиям. Чтобы защитить ребенка от сексуального насилия, нужно понимать, что чаще всего педофилы выглядят самым обычным образом, безобидно», — отмечает специалист.
По словам психолога, в новостных сводках большой резонанс набирают истории о том, как педофил увел ребенка со двора.
«Но чаще всего насильственные сексуальные действия производят те, кого ребенок уже знает, уважает и кому доверяет, — учителя, тренеры, родственники, соседи, отчим и другие», — говорит специалист.
«Такие люди обычно долго входят в доверие родителей и очень инициативны, когда ребенка нужно откуда-то забрать, куда-то отвезти, дать дополнительный урок и другое. Он может уделять вашему ребенку внимание, дарить подарки, хвалить. Поэтому важно не оставлять ребенка наедине со взрослым, несмотря на то, что вы давно знакомы и он вам кажется безобидным», — предостерегает Дана Саметова.
А еще после изнасилования педофилы призывают детей молчать о произошедшем, называя все «просто игрой».
«Бывает так, что многие не помнят эпизод сексуального насилия в детстве. Сознание вытеснило это воспоминание, чтобы избежать стресса, и пациенты вспоминают о таком эпизоде на терапии или сеансе гипноза. Но чаще всего дети помнят и живут полноценно. Многие из них не понимают, что произошло насилие. Обычно педофилы говорят, что это «просто игра» и нужно держать ее в секрете. Такие дети вспоминают об этой травме только во взрослом возрасте, когда вступают в интимные отношения с партнером, и в этой сфере у них возникают сложности», — говорит психолог.
По словам специалиста, реже всего встречаются педофилы-социопаты, которые угрожают ребенку, чтобы тот никому ничего не рассказывал. И в этом случае ребенку сложнее пережить стресс.
«Часть жертв педофилов живет полноценной счастливой жизнью, часть замыкается в себе», — отмечает Дана Саметова.
Для профилактики сексуального насилия нужно родителям выстраивать доверительные отношения с детьми.
«Постарайтесь выстроить доверительные отношения с ребенком, когда он знает, что может обо всем вам рассказать и вы не осудите. Спрашивайте о том, что было в садике/школе, с кем разговаривал, не было ли ничего странного. Также научите ребенка определять и защищать свои границы — эмоциональные и физические», — советует она.
Дана Саметова рекомендует следующие фразы при разговоре с ребенком:
«Если тебе кто-нибудь скажет что-то плохое, страшное, неприятное, всегда говори мне»;
«Смотри, вот твои ладошки. Ты можешь взять за руку или обнять своего друга в садике, если захочешь. Но вот это место (интимная зона — прим. NT) трогать никому нельзя! Если кто-то тронет, сразу кричи и зови меня или воспитательницу на помощь»;
«Нужно спокойно объяснить ребенку, что ни вам, ни другим взрослым нельзя его трогать, бить и устрашать. При этом и родителю нужно следить за собой и не совершать насилие над ребенком (побои, угрозы — прим. NT). Необходимо объяснить, что нельзя разговаривать с незнакомыми людьми, а тем более принимать от них сладости и подарки, если рядом нет родителей».
В свою очередь, известный казахстанский адвокат Жангельды Сулейманов предлагает создать национальную программу для защиты детей от педофилов.
«Я полагаю, что необходимо разработать национальную программу по борьбе с педофилией. Мы сейчас упор сделали на наказании, но забыли о пресечении таких преступлений, и тем более о профилактике», — отмечает юрист.
«Эту тяжелую проблему поднимают уже последние 5-10 лет как общественные объединения, так и гражданские активисты, и власть прекрасно понимает, что это одна из злободневных тем страны, но направление, в котором двигается власть, однобокое. Дело в том, что идет просто ужесточение наказания за преступления против неприкосновенности малолетних в сексуальной сфере, но мы боремся только с тем, что ужесточаем последствия, и только тогда, когда уже произошло преступление или факт, когда ребенку сломали судьбу. Это нужно, но это никогда не остановит педофилию», — говорит Сулейманов.
По его словам, каждый 20-й ребенок в Казахстане подвергается сексуальному насилию.
«Педофилия делится на два вида — бытовая и уличная. Последняя — это когда незнакомый человек на улице совершает сексуальное насилие над детьми. Бытовая — это латентное, то есть скрытое преступление. У нас, по исследованию, когда человеку исполняется 30-40 лет, он начинает рассказывать, что произошло с ним в детстве, о таких преступлениях молчат десятилетиями. Чуть ли не каждый 20-й ребенок подвергся насилию», — отмечает он.
Собеседник считает, что в школах необходимо проводить семинары или тренинги для детей, рассказывая, какие действия взрослых по отношению к ним являются запрещенными.
«Я полагаю, дети боятся сообщать об этом родителям, поэтому для профилактики необходимо вовлечение всей школы, может, какой-нибудь семинар проводить раз в четверть с учетом возраста детей, чтобы дети понимали, что определенные действия являются запрещенными, преступными. И можно спасти до 20% детей от подобных случаев.
Необходимо проводить работу с управлениями образования и органами опеки, они должны в этом участвовать. К сожалению, такие преступления имеют место быть в неполных или нуждающихся семьях. Поэтому органы опеки должны взять вопрос на контроль», — говорит адвокат.
Наказание за педофилию в Казахстане — от 15 до 20 лет лишения свободы, а в некоторых случаях даже пожизненно.
«Есть понятие профилактики и пресечения преступлений. Зачастую следователи волокитят такие дела, относятся к ним равнодушно, поэтому необходимо усилить надзор прокуратуры. Если убрать коррупционную составляющую, то суды очень жестко и безапелляционно назначают от 15 до 20 лет наказания педофилам, но даже это наказание не останавливает их», — заключил Сулейманов.