За 30 лет независимости шкала количества зарегистрированных преступлений по-разному колебалась. Народ пережил лихие 90-е, криминальные 2000-е и неожиданный всплеск преступности после девальвации национальной валюты. Постепенно начали вырисовываться картина по самым криминальным и безопасным городам Казахстана, «популярным» правонарушениям и портрет современного преступника. Журналист ИА «NewTimes.kz» проанализировала эти данные в единой инфографике.
Говорят, что наибольший всплеск преступности казахстанцы пережили после распада Советского Союза. Тотальная девальвация, рост безработицы и бедности среди населения действительно ухудшили криминогенную обстановку в стране. Так, в 1991 году в Казахстане было зарегистрировано 173 тыс преступлений, а год спустя цифра превысила уже 200 тыс.
Однако, на удивление многих, лихие 90-е не были самым криминальным периодом в истории независимой республики. Уже к началу 2000-х число преступлений сократилось до 150 тыс и шло на спад в течение почти 10 лет.
Конечно, на эту цифру влияет множество факторов, а не только экономическое положение граждан. Быть может, лучше сработали правоохранительные органы и пенитенциарная система, повлиявшие на коэффициент преступности? А может, помогли неоднократные амнистии, проводимые государством в памятные даты?
Тем не менее, аномальный рост преступности был зарегистрирован внутренними органами уже после нового тысячелетия. К примеру, в 2010 году количество преступлений составляло чуть более 131 тыс.
А уже год спустя цифра выросла почти вдвое — 206 тыс. К 2012 году число зарегистрированных преступлений выросло до 287 тыс, в 2013-м — почти 360 тыс, в 2014-м — более 340 тыс.
После девальваций национальной валюты обстановка стала накаляться. Так, в 2015 году цифра почти перевалила за 400 тыс преступлений. Конечно, росла и численность населения, которая сказывается на уровне преступности. К примеру, сейчас на 10 тыс казахстанцев приходится всего 90 зарегистрированных преступлений.
И если в те же 90-е среди нарушителей закона оставались в «почете» убийства, покушения и другие особо тяжкие преступления, то позже на их место пришли коррупционеры и мошенники. В настоящее время по категориям превалируют преступления небольшой и средней тяжести.
Меняется и картина современного преступника. Большинство правонарушителей по-прежнему безработные граждане, только сильно помолодевшие. В 2020 году чаще всего букву закона пресекали лица от 21 до 29 и от 30 до 39 лет. А почти 1900 правонарушителей — вообще несовершеннолетние.
Не радуют и тенденции последнего года, пандемия негативно сказалась не только на системе здравоохранения или бюджете страны. У казахстанцев возникли проблемы и с собственной безопасностью.
Запертые по домам и изолированные от общества граждане стали проявлять больше насилия и агрессии. Впервые за долгое время выросло количество тяжких (66%) и особо тяжких (21%) преступлений. Из-за множества мер государственной поддержки и общего кризиса на фоне пандемии выросло число преступлений в сфере экономики — сразу на 27,7%.
Но в целом преступность в Казахстане снизилась. Об этом нам рапортует комитет по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры. И пусть это произошло в основном за счет сокращения преступлений средней тяжести. Ведь во время локдауна краж, хищений или ограблений стало намного меньше. А с бытовым насилием уж как-нибудь «разберемся».