В Казнете гремит очередной скандал с неэтичной рекламой. Да не где-нибудь, а на сайте образовательной платформы Kundelik. Школьникам и их родителям продемонстрировали изображения полуголых женщин с переходом на сомнительные сайты. Но что уж говорить о контекстной рекламе, если многие казахстанские бренды сами прибегают к дешевому хайпу ради крупных продаж? Журналист ИА «NewTimes.kz» собрала громкие кейсы, связанные с позором отечественных рекламодателей.
Кейс с КТЖ
Национальному перевозчику «Қазақстан темір жолы» репутационные скандалы не в новинку. Чего стоил случай с изнасилованием казахстанки в скором поезде «Тальго» или кейс, в котором маленькому мальчику обожгло ноги кипятком из-за нерасторопности машиниста.
Но порой компания чуть ли не сама стремится попасть в громкий скандал и в очередной раз вызвать негодование казахстанцев. Так, КТЖ опубликовал поздравительный ролик в честь 8 Марта на LED-экране своего административного здания в Нур-Султане.
«Слушай, дорогой, давай обойдемся без тюльпанов и конфет. Мне просто нужен длинный, стальной, надежный поезд! Железные леди КТЖ выбирают только надежных. С 8 Марта, дорогие наши девушки. Поздравляют вас стальные мужчины КТЖ», — написали авторы видео в анимешном стиле.
Креатив стальных мужчин аудитория не оценила. Да так, что представителям компании пришлось извиняться за неэтичную рекламу:
«Мы приносим свои официальные извинения за любые отрицательные эмоции, вызванные этим роликом. При подготовке видеоролика компания не преследовала цели оскорбить или унизить представительниц женского пола.
Компания выражает признательность, уважение и восхищение женщинами, которые наравне с мужчинами трудятся на стальных магистралях страны, ответственно выполняя порой совсем не женскую работу».
Как объяснил руководитель пресс-службы КТЖ Абзал Нуркасимов, сотрудники нацкомпании таким образом хотели поздравить женщин с праздником.
«Мы хотели поздравить с предстоящим женским праздником наших красивых и сильных железнодорожниц на всю страну вот таким креативным способом, по-молодежному. Если ролик вызвал бурные обсуждения в соцсетях и о нем говорит вся страна, пишут СМИ, значит, у нас это получилось», — сказал он.
Сексуализация в общепите
Эта тема, пожалуй, заслуживает отдельного медийного жанра. В соцсетях казахстанских ресторанов, кафе и баров все чаще встречается сексуализация еды и ее вкусовых качеств. Мы уже возмущались «горячим ножкам КFC», обнаженным барменшам в одном из столичных заведений и топлесс-коктейлям в барах.
Но чаще всего казахстанские рестораны прибегают к сексуализации еды при описании ее вкусовых качеств. Или используют другую фишку, мол, наши продукты настолько вкусные, что женщины готовы отдаться за них. К примеру, поцелуи страстной пары в темноте как-то привели к жадному поеданию чипсов.
Еще одна задумка — сомнительные затеи маркетологов, подвязанные к сексу, раздеванию или внешности женщин. Так, один из столичных клубов в Нур-Султане предлагал бесплатные коктейли девушкам выше 170 сантиметров. Якобы в этом заведении отдыхают исключительно модели. Еще в одном заведении обещали бесплатную выпивку всем дамам, готовым показать свою грудь бармену.
Ошибки казахстанских инфлюенсеров
К неэтичной рекламе прибегают даже те, кто крутится в этой сфере не первый год. К примеру, резкой критике недавно подвергся популярный блогер и бизнесмен Бейбит Алибеков. Он решил продемонстрировать звукоизоляцию автомобиля Rolls-Royce, пока в багажнике машины громко кричит похищенная девушка. Как только блогер закрывает багажник, звуки пропадают.
Внимание казахстанцев на нормализацию насилия в рекламе обратил Batyr Jamal. Авторы подчеркивают, что «шуточное» видео казахстанского блогера неприемлемо, учитывая положение женщин в стране.
«Бейбит решил продемонстрировать звукоизоляцию Rolls-Royce, пока в багажнике машины изо всех сил кричит девушка. Как только блогер с улыбкой на лице закрывает багажник, крики больше не слышны.
Подписчики такую рекламу оценили. Если заглянуть в комментарии, то можно увидеть, как мужчины выражают благодарность, ведь теперь им точно ясно: такую машину необходимо брать для «алып қашу» (в переводе на русский «похищение невесты»). Другие отметили, например, что Rolls-Royce явно подходит маньякам», — написали журналисты.
На резкую критику отреагировал и сам блогер. Он попросил прощения у аудитории и удалил видеоролик.
«Каждый имеет право на самовыражение, защиту своих убеждений и позиций. Безусловно, мы не закладывали подобный контекст, который отражен в публикациях, а лишь повторили в моем аккаунте подобное популярное американское видео в развлекательной сети TikTok.
Уважая и извиняясь перед чувствами людей, которых задело данное видео, и осознавая свою ответственность за тот контекст, в котором пользователи разглядели его, а именно «похищение невест», что для меня абсолютно неприемлемо, удаляю данный видеоролик со своей страницы», — написал Алибеков в комментариях под постом.
Токалки и байбише
Один из популярнейших брендов решил сделать удивительную подборку — казахстанцам предложили места для отдыха с законной супругой и токалками.
«Знакомить ли токал с байбише — ваше дело. Но в отпуск нужно возить и ту, и другую. А значит, вам понадобятся разные планы для разных женщин. Подобрали по пять вариантов для каждой из них и один — для отпуска втроем», — писали рекламодатели.
Неожиданно для компании женщины не оценили такой креатив. Реклама вызвала такой резонанс, что ее создателям пришлось давать свои разъяснения.
«Важно отметить, что сама компания не выступает ни за этот социальный феномен, ни против. Мы просто видим, что для наших пользователей это важная тема. И очевидно, что мы выступаем с сервисом, который может обслуживать все возможные интересы. Если это мужчина, у которого есть и жена, и какие-то еще варианты личной жизни, то, конечно, мы поможем ему в этом.
При этом мы в своей публикации не говорили, что это хорошо или плохо. Мы понимаем, что эта тема острая, и максимально осторожно подошли к ней, не выражаясь как-то четко, так как мы не можем выражать мнение по этому поводу», — заявили авторы.
Ну и грех не вспомнить один из самых крупных скандалов, также связанный с туристическим бизнесом. Так, популярный сервис по продаже дешевых авиабилетов решил прорекламировать свой бренд с участием голых стюардесс.
На видео девушки появляются полностью обнаженными, впрочем, интимные части тела прикрываются: на уровне груди идет вставка с поисковой строкой для ввода запроса пользователя, а область ниже пояса — фирменными головными уборами стюардесс.
Такая неэтичная реклама, несомненно, выполняет свою главную роль — о ней говорят все, кому не лень. Но, с другой стороны, казахстанским компаниям не стоит забывать о собственном имидже и доверии клиентов. К примеру, рейтинг вышеуказанного сервиса по продаже билетов упал на Facebook с 5 до 2,2. В таком случае нужно задаться вопросом: «А стоит ли этот хайп потери этики?»