Третий месяц родственники подсудимых и подозреваемых, находящихся в следственном изоляторе (СИЗО) Нур-Султана (ЕЦ 166/1), ночами дежурят у ворот учреждения. Они стоят в очереди для записи на разговор по Skype. В конце апреля главный санитарный врач вынес постановление «Об усилении мер по предупреждению завоза коронавирусной инфекции из Индии в Казахстан», и в СИЗО не стали запускать адвокатов и защитников из числа родных подозреваемых и подследственных, которых суд допустил к участию в деле, пишет корреспондент ИА «NewTimes.kz» Светлана Глушкова.
Несколько дней назад адвокатов в изолятор впервые запустили с начала этого года. Но произошло это после многочисленных жалоб в разные инстанции и внесения изменений в постановление главного санитарного врача Казахстана. Однако это не коснулось защитников из числа родных, которые продолжают ночевать у СИЗО Нур-Султана. Хотя они наравне с профессиональными адвокатами могут участвовать в суде.
Поговорить со своими родными они могут с помощью Skype. Для этого им надо дозвониться и записаться по городскому телефону спецчасти изолятора. Но по факту сделать это не представляется возможным. Телефон не отвечает или всегда занят.
Ворота следственного изолятора Нур-Султана (учреждение ЕЦ 166/1) ночью
По этой причине, как говорит супруга одного из подозреваемых Айгуль Ташенова (имя и фамилия изменены по ее просьбе), накануне вечером или ночью надо приехать к СИЗО, занять очередь, стоять до утра у ворот и ждать, когда они откроются.
«Некоторые домой успевают съездить, занять, съездить, приехать. Кто-то стоит, ночует у ворот СИЗО. Сегодня вечером если заняли очередь, завтра будете разговаривать по Skype. Некоторых не соединяют. Там 600 человек, а компьютеров всего семь», — говорит Айгуль Ташенова.
Она отмечает, что те, кто ночь простоял, смогут поговорить с родными.
Родственницы подсудимых, находящихся в СИЗО, показывают список очередности на разговор по Skype
Но если человек приехал в семь или восемь утра, то не сможет попасть в тот же день.
«Разговор по Skype длится не более 15 минут, из которых пять-семь минут уходит на споры с сотрудниками, которые то и дело норовят прервать разговор. Кстати, прерывают они его неожиданно. Просто выключают вас, и все. Ни о какой конфиденциальности речи быть не может. Ни во время общения по Skype, ни во время общения в Zoom в перерывах на судебном заседании. Все, что мы говорим и пишем, становится доступным как суду, так и изолятору. А значит, не исключено, что может быть передано следователю», — говорит адвокат Хамида Айткалиева.
На своей странице в Facebook Хамида Айткалиева подробно описала, с какими ограничениями сталкиваются она и ее коллеги с доступом в следственный изолятор.
Адвокат Хамида Айткалиева, фото с личной страницы в Facebook
На публикации адвоката в социальных сетях отреагировала уполномоченный по правам человека Эльвира Азимова, также к этому делу подключилась коллегия адвокатов.
«Незаконность постановления главного санитарного врача состояла в том, что адвокаты могли заходить в изолятор, но только со следователем. Индивидуальные свидания не допускались. Соответственно, те арестованные, чьи дела уже находились в суде, были лишены возможности на свидание с адвокатом», — говорит Хамида Айткалиева.
Только несколько дней назад ей удалось зайти в СИЗО и поговорить со своим подзащитным. Произошло это после внесения изменений в постановление главного санитарного врача, которое опубликовали 3 июня.
«Ограничить все мероприятия, проводимые с участием осужденных, подозреваемых и обвиняемых, за исключением вывода для свидания с адвокатом (защитником), а также к следователю и адвокату (защитнику) для проведения неотложных следственных действий с обязательным использованием ими масок или респираторов, резиновых перчаток и соблюдением дистанции не менее 2 метров между участниками следственных действий», — говорится в постановлении главного санитарного врача Казахстана.
Другому адвокату, Бауыржан Азанову, чтобы зайти к своему клиенту в СИЗО Нур-Султана, потребовалось съездить в комитет уголовно-исполнительной системы и поговорить с руководством. Только после этого ему позволили встретиться со своим клиентом в изоляторе.
«Оказывается, с января этого года астанинские адвокаты не могут заходить к своим доверителям без следователей. Это просто полный привет! При этом им милостиво разрешили созваниваться по Skype со своими доверителями. Но с одним большим «но» — если ты с 8.30 до 10.00 дозвонишься по номеру телефона 53-19-25. А дозвониться туда, как вы уже догадываетесь, физически невозможно. Мое терпение лопнуло на 50-м звонке на указанный номер, и я отказался от участия в этом непристойном квесте», — говорит адвокат Бауыржан Азанов.
Ему, так же как и Хамиде Айткалиевой, пришлось писать обращения в адрес главного санитарного врача Казахстана и санитарного врача Нур-Султана.
Адвокат Бауыржан Азанов, Павлодар, фото с личной страницы в Facebook
Адвоката запустили в СИЗО только после того, как он встретился с зампредом комитета уголовно-исполнительной системы Мейрамом Аюбаевым, а также получил официальный ответ от главного санврача, что отказ в допуске адвокатов к своим подзащитным незаконен и необоснован.
«Люди в СИЗО сидят в полной изоляции. Адвокат — это ниточка со свободой, все новости от него, поддержка тоже. Через адвоката подзащитный все узнает, адвокат выстраивает его защиту, а как он это сделает, если не может с ним встретиться и поговорить. Не можешь обсудить абсолютно ничего. Или ты можешь обсудить только при ком-то, это нарушает Конституцию, право каждого человека на защиту, адвокатскую тайну», — говорит Бауыржан Азанов.
В следственном изоляторе Нур-Султана всю эту ситуацию никак не комментируют. По доступным номерам телефона можно дозвониться только до дежурного ЕЦ-166/1, который записывает все данные и по какому вопросу, позже говорит, что исполняющий обязанности начальника находится на территории изолятора и перезвонить надо позже.