четверг, 21 ноября 2024 г.
icon
495.2
icon
522.34
icon
4.94
Алматы:
icon
7oC
Астана:
icon
-0oC
×

Беднее, чем страны Африки: Казахстанские эксперты прогнозируют «кастрюльные» бунты

Резкий скачок цен на товары, в частности на картофель, до сих пор вызывает шквал негодований и порождает эмоциональные выпады в адрес правительства страны. Чаяния людей вполне объяснимы, учитывая, какими площадями земли богат Казахстан. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» связалась с экономистом-финансистом, кандидатом филологических наук Нуртазой Кадирниязовым, который активно поднимает актуальные проблемы земельных вопросов, и узнала его точку зрения по поводу повышения стоимости на продукты.

Фото: i.pinimg.com
Фото: i.pinimg.com

Прежде чем говорить о причинах и последствиях по поводу сложившейся ситуации, спикер обратился к опыту соседней страны — Узбекистана.

«Вы знали, что узбекская клубника и черешня продаются на прилавках магазинов Лондона?  Поражает тот факт, что страна с наименьшей полезной площадью земли, чем у нас, сумела покорить рынок Англии, Европейского союза, СНГ, Китая и других стран», — говорит Нуртаза Кадирниязов.

Для тех, кому интересно, уточняем, что площадь Узбекистана — 448 978 квадратных км, а Казахстана — 2 725 000.

«А знаете, в чем их секрет успеха? В эффективном использовании каждого клочка земли. К тому же мы производим мало сельхозпродукции. Посмотрите на наши рынки. Там продавцы в основном торгуют узбекскими овощами и фруктами. Мы своих торговцев сделали продавцами чужих товаров и сельхозпродукции. А ведь сильная экономика там, где есть собственное производство. У меня душа болит за тех, кто приехал из сел в города в надежде заработать на кусок хлеба. Там, на малой родине, им правительство не создало достойно оплачиваемые рабочие места. Кто в деревнях получает стабильную заработную плату? Это учителя, врачи, сотрудники акимата, а остальные — самозанятые, то есть фактически безработные. И они в основном отправляются на большие заработки в мегаполисы», — рассуждает экономист.

При этом он отмечает, что все возникающие трудности, в том числе и те, что связаны с ростом цен на продукты, недостатком количества рабочих мест прямо пропорциональны неэффективному управлению страной.

«Мы становимся страной потребителей, то есть импортозависимой. Вместо того чтобы самостоятельно производить необходимый товар, вынужденно везем его из соседних государств. И дело здесь не в одном правительстве или отдельно взятом министре или министерстве, а в сложившейся системе экономических взаимоотношений. Ее нужно менять. Нужно создавать рабочие места, а все субсидии, которые, к слову, раньше в основном уходили (и сейчас уходит) в песок, следует перенаправлять в отдельно взятые производственные сельхозпредприятия, созданные на местах. Необходимо создавать государственные крупные сельхозкооперации на селе», ­— считает эксперт.

При этом ученый уверен, что пока человек труда не будет получать достойную заработную плату, пока не будет создано большое количество рабочих мест с достойной оплатой труда, ни о каком местном содержании и говорить не приходится.

«В свое время наши властьимущие расформировали колхозы и совхозы, где создавалась продовольственная независимость Казахстана. Но одной критикой мы ничего не  добьемся. Нужно восстанавливать производство сельхозпродукции с высокой добавленной стоимостью, возрождать то, что даст нашей экономике новый импульс развития, и в первую очередь сельской местности, где проживает свыше 7 миллионов наших граждан, в основном казахов», — резюмирует спикер.

Между тем другой эксперт — кандидат экономических наук, директор ТОО «Улагат консалтинг групп» Марат Каирленов считает, что рост цен на продуты объясняется двумя причинами. Первая — объективная: товар дорожает во всем мире. 

«Если брать в нашем случае, то это во многом провал государственной политики. С ростом цен на товары мы сталкиваемся не впервые, соответственно, еще давно была создана инфраструктура для того, чтобы сглаживать эти колебания, — те же социально-предпринимательские корпорации, которые управляют стабилизационными фондами, антимонопольные агентства, но их работа, мягко говоря, неудовлетворительная. Надо менять организацию работы стабфондов и других ведомств», — считает спикер.
Та ситуация, которая сложилась со стоимостью того же картофеля, как считает эксперт, отражение больших процессов в экономике.

«Если не обуздать цены, то, понятно, что это ухудшит социальную обстановку в стране. Ведь нынешняя ситуация продолжается последние 13-14 лет. Бюро нацстатистики отлеживает долю расходов населения на продукты питания. В 2007 году после тучных 2000-х этот показатель составлял 36%. Это примерно на уровне стран Центральной и Восточной Европы. В 2020 году вышеупомянутая доля была равна 54% и постепенно нарастает, т. е. население все больше работает только за еду и немного одежды. Это на уровне не просто стран Африки, а стран, что южнее Сахары. В этом году, мы, видимо, прочно закрепимся в этом кругу», — считает Марат Каирленов. 

Как резюмирует эксперт, если так будет продолжаться и дальше, то резко возрастает вероятность так называемых «кастрюльных» бунтов.

Отметим, что резкое подорожание картофеля подняло волну возмущения сразу в нескольких регионах страны еще пять дней назад. К примеру, на аграрном севере страны цена за килограмм поднялась почти до 500 тенге. Однако министр сельского хозяйства РК Сапархан Омаров заявил, что прошлогодний картофель на рынке можно купить за 200 тенге, и  одной из причин резкого повышения цен назвал деятельность посредников.  На заседании правительства министр торговли и интеграции РК Бахыт Султанов проинформировал, что на 6,3% выросли цены на социально значимые продукты в Казахстане. Кроме того, он заявил, что в стабфондах регионов на данный момент запасы картофеля практически отсутствуют. Но еще более сложная ситуация сложилась с морковью.

Что думаете об этом?
Нравится 2
Мне все равно 2
Забавно 30
Сочувствую 1
Возмутительно 1