Из-за выброса метана шесть человек погибло, двое пострадали. Трагедия, произошедшая 7 ноября, к сожалению, не первая в шахте «Абайская». 11 января 2008 года авария на шахте, принадлежащей компании АО «АрселорМиттал Темиртау», унесла жизни 30 горняков. Родственники погибших 13 лет назад шахтеров до сих пор не могут оправиться от страшной трагедии. Собственному корреспонденту ИА «NewTimes.kz» Азиле Джумабековой после новой трагедии они рассказали, как велось расследование в 2008 году и почему никто не понес уголовное наказание.
«Они знали о превышении газа»
11 января 2008 года. Это была самая крупная авария на шахте «Абайская», тогда погибло 30 человек, еще 14 шахтеров получили травмы. В момент взрыва под землей находился 191 человек. 30 горняков погибло на месте. Горноспасателям удалось поднять на поверхность тела только семерых погибших. Тела 23 шахтеров остались в горящей лаве. Комиссия приняла решение прекратить поиски и герметично законсервировать шахту.
Супруга погибшего горняка Ольга Киналь вспоминает, что ее муж за две недели до взрыва говорил, что уровень газа завышен.
«Вместе с ребятами они говорили об этом главному инженеру. Кстати, после аварии он резко пошел на повышение. Но никто не отреагировал, ведь превыше всего план! Мы организовали инициативную группу, привлекали научно-исследовательский институт горноспасательного дела. Нам говорили, что температура в лаве сумасшедшая, чуть ли не 200 градусов. Мы взяли пробы и повезли в Кемерово. При нас лаборант проводила работы, показатели, конечно, разнились. Представитель департамента сказал, что попасть в лаву и извлечь тела невозможно. Они пошли по пути наименьшего сопротивления: ребят спалили и все улики там закрыли. На протяжении 5 лет мы бились, чтобы добиться справедливости, чтобы расследование до конца довели. Но за жизнь наших мужей, отцов, братьев никто не ответил. Мы не смогли предать их земле», — делится Ольга Киналь.
Читайте также: «Вообще за людей их не считают»: Отец погибшего горняка раскритиковал условия на шахте «Абайская»
Дочь погибшего тогда горняка Жанна Юрковская соболезнует тем, кто потерял близких 7 ноября. Она прекрасно знает, каково это, когда родной человек не возвращается с работы.
«Я потеряла отца 13 лет назад. Ему тогда было 50 лет. И когда мы услышали, что на шахте опять взрыв, у нас был, конечно, шок, истерика. Мы как будто заново все пережили, как будто только что нам сказали, что их нет в живых… он был здоровый, полный сил. Страшно, что на предприятии ничего не меняется, им проще заплатить выплаты и компенсации, чем предупредить аварии», — считает она.
Нет тела — нет дела
В областной прокуратуре Карагандинской области сообщили, что по делу о взрыве на шахте в 2008 году собрали несколько томов. Работала специальная комиссия. Причиной взрыва названо нарушение технологии при посадке кровли, вызвавшее искрение и последующий взрыв. В ходе расследования ЧП два чиновника, отвечающих за контроль промышленной безопасности, лишились своих должностей. Возбудили уголовное дело, но позже прекратили.
Работодатель АО «АрселорМиттал Темиртау» обещанные обязательства перед родственниками погибших выполнил. И больше ни в СМИ, ни в госорганах вопрос о результатах расследования не поднимался.
Выжимает из предприятий все ресурсы
Депутат мажилиса Альберт Рау направил депутатский запрос с просьбой провести технический аудит на предприятиях «АМТ».
«Беспокоит также наших сограждан информация о том, что в ряде стран транснациональная компания «АрселорМиттал», выжав из металлургических комбинатов все ресурсы, попросту отказывалась от них. Так произошло в Алжире, Тринидаде, Польше и ряде других стран. Прошу правительство Республики Казахстан провести государственный технический аудит производственного комплекса. А также принять действенные меры к руководству предприятия по обеспечению безопасных условий труда для сотрудников АМТ», — озвучил мажилисмен.
К слову, казахстанские проекты (в числе прочих) помогли Митталу подняться на 6-ю позицию в мировом рейтинге Forbes с состоянием $31,1 млрд.
Как исправить ситуацию?
В профсоюзе угольщиков «Қорғау» видят возможное решение, чтобы подобные аварии не происходили: необходимо пересмотреть показатели по плану. Об этом неоднократно говорилось, но, как показывает практика, так называемый план важнее человеческой жизни…
За принятие конкретных мер борется и общественное объединение «Шахтерская семья»
«Мы пытаемся донести: там, где опасное производство, ни в коем случае нельзя устраивать гонку. Техника безопасности должна быть первичной. А отношение, когда требуется план, губительно для наших шахтеров. Чтобы не взрывались шахты и не калечились работники, надо вкладывать большие деньги в технику, оборудование и прочее. А им это невыгодно, им проще выплатить родственникам. Положение ухудшается, а ответственности работодателя становится все меньше и меньше», — говорит учредитель ОО «Шахтерская семья»
Наказать виновных!
После взрыва 7 ноября главный спасатель Казахстана Юрий Ильин сказал, что никакого укрывательства причин трагедии не будет. Уже есть круг подозреваемых, которые понесут уголовную ответственность за несчастный случай и гибель шести человек.
«Хочу заверить, что никаких фактов укрывательства и сокрытия причин, послуживших данной ситуации, не будет. Комиссия будет работать столько, сколько нужно для определения причин и дальнейшей выработки рекомендаций, чтобы подобные факты у нас не происходили», — заверил Юрий Ильин.
Сейчас власти области и руководство угольного департамента обеспокоены возможным всплеском в городах региона инициативных групп. В 2017 году сотни шахтеров компании «АрселорМиттал Темиртау» в разных городах Карагандинской области несколько дней проводили забастовку. В списке требований — улучшение условий труда, повышение заработной платы и снижение пенсионного возраста. Но компания и власти выполнили лишь часть требований шахтеров. Многолетний вопрос снижения пенсионного возраста остался без рассмотрения.