пятница, 22 ноября 2024 г.
icon
495.2
icon
522.34
icon
4.94
Алматы:
icon
4oC
Астана:
icon
-0oC
×

Нью-Йорк слезам не верит: Как казахская апашка 15 лет строила свою американскую мечту

Мы уже писали, как наши соотечественники в поисках лучшей жизни покупают недвижимость в Турции и уезжают туда жить. Но есть те, кто распродает свое имущество, чтобы воочию увидеть все то, что показывают в голливудских фильмах, так сказать, на себя примерить Штаты. На просторах интернета можно насчитать тысячи историй о переезде в США. Но как это происходило в суровые 90-е?

Фото: pexels.com/Ahmer Qureshi
Фото: pexels.com/Ahmer Qureshi

После развала Советского Союза за зеленой купюрой уезжали со всех концов постсоветского пространства. Среди первопроходцев была и наша героиня Кумис Айтпаева (имя и фамилия изменены — прим. автора). Она почти 25 лет живет в США, за это время выдала дочерей замуж: одну в Казахстане, двух в Америке. Она призналась колумнисту ИА NewTimes.kz Ботагоз Макишевой, что добилась своей американской мечты, но не сразу…

Запомни одну фразу: «Все будет! Но не сразу»

По словам нашей соотечественницы, Америка ей даже не снилась. В Казахстане Кумис работала бухгалтером, хотя мечтала быть торговым работником — престижная профессия в те времена.

Но в советское время нежелательно было заниматься торговлей, так как из-за недостачи в кассе могла сгубить не только свою карьеру, но и мужа.

«Недостатка в быту не было. Но тем не менее я серьезно начала задумываться о судьбе своих дочерей. Как келинка южного края, смело могу заверить, что там выдать дочь замуж — еще какое финансовое бремя. Помимо узату, родители должны обеспечить дочь уже с детства от мебели до повседневной одежды. А их у нас было трое. Я росла без мамы и знаю, что без приличного приданого заслужить уважение у кайын журт (родственники мужа — прим. автора) будет очень сложно. Поэтому хотела избавить своих дочерей от староказахских предрассудков и обеспечить достойным будущим», — рассказывает Кумис апай.

После развала Союза она испытала свои возможности во внешней торговле. Продавала алкоголь во время «сухого закона». В поисках самореализации в суровые 90-е находила новые способы заработка. Так однажды и встретила женщину, которая подтолкнула ее на мысль о переезде в Америку.

«В конце 90-х, чтобы попасть в Штаты, достаточно было получить приглашение оттуда. А там бывшие советские граждане, уже освоившись или имея гражданство, продавали свои приглашения по 60 долларов. Ко мне такая услуга дошла за 200 долларов. После получения приглашения нужно было к нему придумать правдивую историю, чтобы в посольстве поверили и одобрили визу», — вспоминает свой путь в США Кумис апай.

Разведав все потаенные схемы, она поделилась идеей с мужем. Как ни странно, он ее поддержал, даже планировал иммигрировать всей семьей.

«Конец 90-х — самый нестабильный период, когда было много мародерства, рэкета, убийств. Боялся за свою жизнь и семью, хотел перевезти нас в безопасное место, и Америка оказалась самым подходящим вариантом», — говорит наша бывшая соотечественница.

Напарница, которая должна была вылететь вместе с Кумис апай, не смогла получить визу.

«Старшая дочь отказалась лететь вместе со мной, так как планировала замужество и боялась, что Америка разлучит ее с будущим мужем. Муж должен был подготовить документы для политубежища. В итоге я полетела одна. Встретила новый 1998 год вместе с семьей и 1 или 2 января через Ташкент полетела в Нью-Йорк без знания языка, без какой-либо информации о жизни в США», — вспоминает со слезами Кумис апай.

Все начинается с Бруклина

В большом аэропорту Кеннеди в городе Нью-Йорке 40-летнюю казашку никто не ждал.

Но, приземлившись после 24-часового полета, она быстро сориентировалась в чужой стране.

«Смотрю, один мужчина кавказской внешности держит табличку на русском языке. Быстро подошла к нему и попросила помощи. Первый вопрос, который я ему задала, был: «Вы женаты?» Он с удивлением ответил «Да». Это было к тому, чтобы он не приставал ко мне. Мало ли что может произойти в чужой стране?! Попросила отвезти меня к его жене, а после найти место для ночлега. Он привез меня в Бруклин. Его звали дядя Миша. В последующем он помог мне устроиться на работу. Правда, за эту услугу он взял мой недельный заработок. Об этом узнала, когда получила первую получку в 110 долларов», — рассказывает казахстанка.

Всех неанглоязычных туристов-мигрантов радушно встречает Бруклин или Брайтон — два района Нью-Йорка с русскоговорящим населением. Наша героиня не исключение. Чтобы остаться на плаву в чужой стране, она бралась за любую работу.

Первый заработок не удовлетворил финансовые предпочтения Кумис апай. А на вторую работу устроилась случайно благодаря соседке. В Бруклине в то время работать на семью американцев намного выгоднее было, чем на русскоговорящих. Бывшие соотечественники могли не заплатить или оценить труд за копейки. Чтобы устроиться в американскую семью, люди давали взятки и могли пожертвовать двухмесячной зарплатой тем, кто находил такие варианты.

«Я чисто случайно вышла на семью американских евреев. Устроилась у них housekeeper (уборщица — прим. автора) за 350 долларов в неделю. У них было четверо детей, самой младшей еще три годика не исполнилось. Вот за ней я ухаживала, как за своей дочкой, в тоске о своих детях. Заметив мою заботу, хозяйка уволила свою babysitter (няня — прим. автора) и ее должность предложила мне за дополнительную плату. Мне, честно, было тяжело из статуса жены прокурора переквалифицироваться в уборщицу или няню. Я каждый день во весь голос ревела, когда убиралась дома. Как-то средняя дочка хозяина сломала ногу и осталась дома и видела, как у меня глаза не высыхают, пока родители отсутствуют. Наверное, она и рассказала отцу, что еще я толком не кушаю. Однажды он подошел ко мне и сказал на русском: «Почему ты не кушаешь, все будет хорошо». И я обняла его и разревелась, когда услышала русскую речь из уст американца», — вспоминает Кумис апай.

Нью-Йорк слезам не верит

Изо всех сил продержавшись в чужой стране три месяца, за несколько дней до конца срока визы Кумис апай позвонила мужу, чтобы сказать, что хочет вернуться. На что он ответил, что отправляет к ней вторую дочку, которой было всего 19 лет. Успокоившись и собрав волю в кулак, она продолжила верить в американскую мечту.

Когда услышала, что приезжает дочка, Кумис апай не могла продолжать работать уборщицей. А американские работодатели не хотели отпускать ее. Даже прибавили к зарплате, чтобы удержать. Но надо было двигаться вперед, и она поменяла клининговую сферу на общепит. Так Кумис апай впервые в Америке нашла свое призвание. После приезда дочка присоединилась к маме, и они устроились в цех лепщицами, затем наша героиня стала поваром полуфабрикатов.

Через несколько месяцев семья почти полностью воссоединилась в США. Муж прилетел в Америку с младшей дочкой, которую даже не планировал брать с собой, так как она была несовершеннолетней и у нее отсутствовал паспорт. Как говорит муж Кумис апай, «посол сам помог запаковать ее в чемодан».

Нелегал без паспорта, как бомж…

Вспоминая сложные моменты в первые годы жизни в США, Кумис апай со смехом рассказала, как долго не могла освоить бытовую технику.

«Когда впервые устроилась housekeeper, долгое время не могла освоить бытовую технику — настолько все здесь развито было! Куча кнопок на непонятном языке. Стиральная машина-автомат, пылесос, гладилка, кофеварка — все это для меня было новшеством 24 года тому назад», — смеется казахстанка.

Один из тяжелых моментов случился, когда дочка Кумис апай попала в аварию с другом по пути в кино.

Когда до нее дошла эта страшная новость, она тут же подалась искать дочь в мегаполисе с 20-миллионным населением, не зная языка, как иглу в стоге сена. Когда наконец нашла и добралась до госпиталя, ей вручили порванные вещи дочки.

«Я села на колени и начала оплакивать дочь. Горе переполнило все мое нутро — в чужой стране потерять ребенка. Не могу подобрать слов, чтобы описать свое состояние тогда. Ни знакомый, который привез, ни медсестра не могли успокоить меня. Я их языка не понимаю, они — мой. В итоге повели меня в отдел реанимации, что категорически запрещается, чтобы успокоить и показать, что с дочкой все в порядке. Оказывается, когда пациент поступает в экстренном порядке, не смотрят, твоя одежда новая или нет, чтобы время не терять на раздевание, просто разрезают их ножницами», — поделилась Кумис Айтпаева.

Также эта бесстрашная женщина рассказала, как вместе с дочкой отбивалась от двух парней на улице.

«Честно, тогда о деньгах я мало думала. Я больше боялась за наши паспорта. Ведь в те годы нелегал без паспорта почти как бомж. Поэтому я как клещ вцепилась в сумку. Они завалили меня на землю, начали бить по голове. Дочка легла на меня, чтобы те не избили меня до смерти, и громко звала на помощь. Те, испугавшись, убежали», —рассказала она.

Тогда в Бруклине многие освоившиеся псевдоамериканцы отбирали у новичков документы и просили выкуп 10-20 тыс долларов.

Надо бояться не американцев, а своих

Ни один плохой поступок не проходит бесследно, уверена наша собеседница. Карма всегда начеку, считает она.

«В Америке уважают права даже нелегалов, это мы уже позже узнали. Когда дочка попала в аварию, ей должны были выплатить компенсацию из страховой службы в сумме 25 тыс долларов. А чтобы их получить, нужно было открыть текущий счет в банке. Но мы побоялись это сделать в страхе, что нас вычислит миграционная служба и выселит из Штатов. Тут парень, который был рядом с дочкой в тот злосчастный момент, предложил свои кредитные данные. А когда поступили деньги, пропал с глаз долой», — вспоминает наша землячка.

Как говорит Кумис апай, Всевышний все видит и каждому воздает по заслугам. Парень, который исчез вместе с деньгами, позже потерял близкого человека — маму.

«Были моменты, когда меня обливали грязью, домогались и заставляли убирать канализационные отходы после прорыва, намекая на мои птичьи права. Это был муж моей бывшей начальницы. Она сама была очень хорошим человеком, поддержала в нужный момент. Я у нее в цехе поваром полуфабрикатов работала. А муж пользовался ее авторитетом и вел себя по-хамски. Зная, что я тесто готовлю руками, пытался заставить этими же руками убирать канализационную грязь, заявляя, что я тоже оттуда вышла. Чего он в итоге добился? Жена скончалась от несчастного случая, а он спился, потерял бизнес и остался на улице ни с чем», — говорит она.

Даже две близкие подруги, которые благодаря Кумис апай оказались в США, умудрились ее предать. Одна украла у нее дорогую вещь, другая вовлекла в семейную драму, выставив ее не в лучшем свете. Одна заболела тяжелой болезнью, другая потеряла мужа. Как говорит сама Кумис апай, она обиду ни на кого из них не держит. Ее тоже судьба наказала за доверчивость и расточительство, восполнив карму потерей большой суммы денег.

Фиктивный брак или лесбиянство?

По словам Кумис апай, Америка — страна больших возможностей как для карьерного роста, так и для улучшения своих материальных благ. Здесь медицина доступна даже нелегалам.

«Если ты в стране находишься незаконно, но нуждаешься в медицинской помощи или экстренной операции, тебе сделают операцию. Будут ухаживать до полного выздоровления и выставят счет после, который ты можешь оплатить удобным способом, хоть по 5 долларов в месяц до конца своих дней», — рассказывает о положительных сторонах жизни в США наша собеседница.

По ее словам, многие наши соотечественники, приехавшие по учебной или туристической визе, чтобы удержаться в США, нередко идут на разные махинации.

Популярен фиктивный брак с американцем. Но такая услуга продается и стоит на рынке недешево — 50-60 тыс долларов. На втором месте — беженство. В этом плане некоторые выставляли себя представителями ЛГБТ-меньшинств, чтобы выпросить политическое убежище. А нашим казахам-«оралманам» в Америке политубежище выдают почти автоматом.

Как окрепла и устроилась, Кумис апай активно начала помогать новеньким — выходцам из постсоветского пространства. Делилась информацией, кровом и даже деньгами, помогала с трудоустройством абсолютно безвозмездно.

«До сегодняшнего дня, Аллах свидетель, ни у кого ни копейки не брала за свою помощь. Многие студенты по программе «Болашак» побывали у меня в гостях, кто-то жил, пока не нашел подходящее жилье. Мой зять — доктор медицинских наук, и среди его студентов есть казахи, которых он охотно зовет в гости. С гордостью говорит им, что его жена тоже казашка», — рассказывает Кумис Айтпаева.

Конечно, ее радует, что наша молодежь грамотная и без особого труда приезжает в Штаты. Но есть моменты, которые огорчают ее до глубины души.

«Многие наши соотечественники в США перед огромными возможностями теряют самоконтроль и поддаются порокам темной стороны американской жизни. Особенно обидно, когда на пляже молоденькие казашки очень вызывающе себя ведут и не скрывают, что выбрали порочный путь для быстрого обогащения. А парни спиваются и забывают, за какой мечтой прилетели сюда, оставив десятки тысяч километров за собой», — признается Кумис апай.

15 лет жила нелегально и 20 лет получала зарплату на руки

«В то время любая информация была на вес золота. Никто ничего не рассказывал, даже если знал, если говорил, то только за деньги. Например, адвокаты брали 50-60 долларов за час за просвещение по какой-либо теме. Интернета не было, в газетах про такое не писали. Русские женщины или украинки нагло заявляли, что информация платная. Поэтому мы, как мыши, боялись своей тени, боялись выезжать за Бруклин. Наверное, поэтому я 15 лет жила нелегально и на одном месте проработала почти 20 лет, пока младшая дочка не забрала меня к себе», — рассказывает наша героиня.

Сейчас у нее Green Card. У двух дочек — гражданство США, вышли замуж за иностранцев. У старшей дочери свой бизнес. А младшая отучилась на медика, она высокооплачиваемый специалист по своей категории. Старший зять — бизнесмен, младший — хирург высшего ранга.

«Самая старшая дочка, которая осталась в Казахстане, тоже удачно вышла замуж. Правда, своих сватов увидела только в 2015 году, когда в первый раз прилетела после получения визы», — вспоминает Кумис апай.

За все это время она только два раза посетила Казахстан. «Гражданство у меня одно, с ним и умру, наверное», — смеется она.

Сейчас Кумис апай живет у младшей дочери, ухаживает за внуками, следит за домом.

Младший зять тоже души не чает в ней. Не хочет отпускать даже в Казахстан. Купил за 1,5 млн дом близ Чикаго со всеми удобствами. Правда, содержать такой дом не каждому по карману, признается Кумис апай. Каждый год за такой дом приходит налог в размере 18-20 тыс долларов.

«Если в Казахстане ажеки ухаживают за внуками бесплатно, здесь дочка платит мне. Шучу, конечно. Я бы и дальше трудилась, потому что организм привык, как конвейер, работать без остановки. Но дочка уговорила оставить крысиные бега и жить в свое удовольствие, а финансовые затраты она полностью взяла на себя. За это время она с зятем куда только не возила меня. Во всех курортных зонах Америки побывала, на всех островах, наверное. В Европу слетали, сейчас планируем тур в Дубай. Дочки благодарны мне за возможность жить в США. Трудности, которые я испытала ради их будущего, не описать словами, но они того стоили. Вот и осуществилась моя американская мечта, хотя и шла к ней очень долго», — признается Кумис Айтпаева.

Что думаете об этом?
Нравится 7
Мне все равно 8
Забавно 9
Сочувствую 6
Возмутительно 107