Именно на этот вопрос решил найти ответ правозащитник Алексей Божков. Понимая ту опасность, которую несут радиоактивные пятна, находящиеся на территории города, он решил, что будет правильно, если население будет знать, где они находятся. Вот только кто за это в ответе, так выяснить и не удалось, передает собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Дмитрий Белов.
Как это было
Радиоактивные аномалии на территории города, известного своей непростой экологической обстановкой, появились несколько десятилетий назад. В 50-70-е годы прошлого века здесь располагалась фабрика «Калбаолово». Она работала на оборонную промышленность Советского Союза. На предприятии занимались исследованием материалов для атомной промышленности страны. Отработанную руду сваливали здесь же – просто присыпали землей. Позже фабрику ликвидировали, а зараженный грунт нет, его использовали в городском строительстве, в том числе жилых домов.
Об этом стало известно еще в 1989 году, когда впервые провели радиоэкологические исследование в Усть-Каменогорске и обнаружили более 80 радиоактивных объектов техногенного производства. Начали проводиться работы по изъятию и дезактивации радиоактивного материала на территории жилой зоны. Согласно документам, пик этих работ пришелся на 1991-1992 годы, затем все остановилось – закончились деньги.
Кстати, именно в те годы изъяли около 60% радиоактивных объектов в селитебных районах города. Яркий пример – ликвидация даже целого поселка Примыкание. Он прекратил свое существование в 1992 году. Людей вывезли и расселили, так как в их домах и огородах зафиксировали высокие дозовые нагрузки.
Исследовательские работы по выявлению радиоактивных пятен в Усть-Каменогорске продолжались вплоть до 2005 года, ликвидация аномалий возобновилась только через 14 лет – в 2006 году.
Чуть позже была составлена карта радиоактивных аномалий. Их насчитывалось 204. Как сообщили в управления природных ресурсов и регулирования природопользования ВКО, за последние 10 лет ликвидировано только 12 пятен, остальные ждут финансирования. По официальным данным, чтобы опасный грунт собрать, вывезти и захоронить, на тот период необходимо было 892 млн тенге, сегодня эта цифра может значительно увеличиться, по данным специалистов, примерно на 7% ежегодно.
Непосильный груз для бюджета
В свое время сайт центра экологической безопасности (ЦЭБ) опубликовал карту источников загрязнения Усть-Каменогорска. Здесь указали радиоактивные пятна. 90% из них находились в земле, остальные – в строительных материалах, различных конструкциях. То есть горожане ежедневно могли проходить мимо опасных участков или даже по ним и ничего не подозревать.
Например, источником радиоактивного фона в подвале музыкальной школы стал цементный раствор, в политехническом колледже – грунт на полу под сценой актового зала, инородные источники излучения присутствуют в грунте городской поликлиники №2 по улице Бурова, а в парке «Металлург» повышенный радиационный фон установлен между двумя аттракционами. И таких мест множество!
Читайте также: Опасные участки на Семипалатинском полигоне показали на одной карте
По словам специалистов, самое большое радиационное пятно находится на территории Восточно-Казахстанского государственного технического университета им.Серикбаева, площадь его около 10 гектаров. Пятно тянется до другого вуза – Восточно-Казахстанского государственного университета, здесь же расположена остановка, заправка и несколько жилых домов.
В результате исследований выяснилось, что источником повышенного радиационного излучения в этом месте стал грунт, который содержит радий-226, цезий-137, кобальт-60. Дозиметр здесь показывает излучение более 200 микрорентген в час вместо нормы 18, а на глубине одного метра – уже 1000 микрорентген. А это центр города, ежедневно здесь проходит от 5 до 7 тыс человек.
Моральная сторона вопроса
Хоть как-то изменить ситуацию решил правозащитник, редактор информагентства правовой информации журналистских расследований «Витязь» Алексей Божков. По его словам, еще летом, когда он присутствовал при замерах излучений радиометром, заметил, что опасные места в Усть-Каменогорске никак не помечены – нет ограждений, отсутствуют предупредительные знаки.
«Я потребовал, чтобы департамент экологии привлек заинтересованные органы и наконец-то в городе были бы расставлены знаки радиационной опасности, а также по периметру огорожена территория», – говорит Алексей Божков.
К своему огромному удивлению, Алексей выяснил, что департамент экологии подобными вопросами не занимается.
«65 статья административного процедурно-процессуального кодекса гласит, что госорган, если это не в его компетенции, пересылает в тот орган, который занимается этой деятельностью. В общем, мое заявление побывало везде, один департамент отправлял его в другой, а дело с мертвой точки так и не сдвинулось», – рассказывает правозащитник.
Правду он решил выяснить в суде. 25 ноября этого года специализированный межрайонный административный суд ВКО поставил в этом вопросе точку, отказав Алексею в требованиях.
В результате выяснилось, что никто из ответчиков, привлеченных к процессу, ни за что не отвечает. Помимо департамента экологии ВКО, речь о департаменте комитета промышленной безопасности, об отделе экономики и бюджетного планирования города, отделе предпринимательства и сельского хозяйства, отделе земельных отношений, архитектуры и градостроительства города, а также о комитете экологического регулирования и контроля.
Продолжение следует
Однако останавливаться Алексей не намерен. Он отправил заявление на имя премьер-министра, потребовав, чтобы все-таки определили и назначили ответственный госорган.
«Самое парадоксальное, что мое заявление было скинуто в тот же департамент экологии, который, напомню, ни за что не отвечает», – недоумевает Алексей.
Юрист направил второе письмо в администрацию премьера, но ответ пока не получил. Он намерен подавать в суд, если его требование не будет исполнено. А пока, как говорится, суд да дело, данные о радиоактивных пятнах в Усть-Каменогорске безнадежно устаревают. А на их обновление, как и ликвидацию самих пятен, требуются деньги, которых попросту нет.