Казахстанские родители бастуют против самопознания в школьной программе. Взрослые считают уроки морального воспитания детей бессмысленными, а порой даже вредными. С таким мнением не согласны отечественные учителя. Педагоги уверены, что предмет позволяет детям ближе узнавать окружающий мир, поддерживать социальные связи и прививать правильные ценности. Мнение обеих сторон выслушала журналист ИА «NewTimes.kz».
Автором образовательного проекта по возрождению нравственно-духовных ценностей стала жена первого президента Казахстана Сара Назарбаева. Бывшая первая леди страны уверяла, что этот курс помогает «всегда оставаться человеком».
Так, с легкой руки Назарбаевой и ее жаждой к просвещению появился пилотный проект «Самопознание». То был далекий 2001 год. Экспериментальная площадка представляла собой всего два детских сада, три школы и пять вузов.
А вот в программу в качестве инвариантного, то есть обязательного предмета оно попало только девять лет спустя, в 2010-м. Занятия проводились раз в неделю среди студентов, школьников и даже малышей в детских садах.
За это время менялся подход к обучению, книги и дневники, сама программа занятий. Цели, в свою очередь, звучали почти одинаково — общее развитие ребенка, формирование духовного мира и общечеловеческих ценностей. Автор даже заикалась о «возрождении человеческих ценностей» и «поиске себя».
Звучит многообещающе. Но кто же будет учить наших детей сложным вопросам этики? И что это вообще за ценности? Ведь профессионального образования по специальности «самопознание» в педагогических вузах нет. Поэтому учителями по этому предмету стали школьные психологи и классные руководители.
Они, естественно, прошли какие-то курсы, освоили учебную программу, чтобы затем обучать детей. Но зачем классному руководителю, предметнику по математике, например, вести еще один учебный час в неделю? Дополнительная нагрузка вкупе с отсутствием психологического образования — и вот вам учитель по самопознанию.
Для примера. В учебной программе по этому предмету частенько встречаются задачи по оценке своего окружения — семьи, друзей, сверстников. На одном из занятий детям предложили описать положительные и отрицательные стороны своих одноклассников. А затем их зачитывали вслух, устраивая публичную порку за недостатки каждого ребенка по отдельности.
Кроме того, класс быстро разделился на лидеров и аутсайдеров. Ведь в адрес отличников и активистов звучали комплименты их уму, сообразительности, дружелюбию. Недостатки в их поведении были незначительными или хотя бы не звучали грубо.
А вот в адрес отстающих по учебе ребят писали «тупой, ленивый, безалаберный». Учитель зачитывал эти слова вслух, делая акценты на том, что отстающим нужно меняться, ведь такими их представляет окружающий мир.
Эта история из моего личного опыта по предмету «Самопознание». Стоит ли говорить о том, с каким нежеланием мы шли на эти занятия? Конечно, многое в этом кейсе зависело от профессионализма учителя, но и он, в конце концов, не психолог. Вести воспитательные беседы и групповые терапевтические занятия — все-таки дело принципиально разное. А ведь то задание якобы должно было вселить нам уверенность в себе и мотивировать на положительные изменения.
И таких неоднозначных заданий в учебниках по самопознанию просто куча. Их перекраивали по несколько раз, но почти в каждом издании дети и родители находили нелепые, а порой даже абсурдные вещи. Кого-то заставляли рисовать мир глазами кузнечика, кто-то должен был описать идеальный мир без людей, другие — написать притчу про поиски смысла жизни. В 5-м классе.
Для интереса возьмем учебник самопознания для 7-го класса 2017 года. В оглавлении сразу можно найти, что автором программы нравственно-духовного образования является Сара Назарбаева.
Идем дальше. Книга делится на четыре раздела, которые называются так: «Радость познания», «Быть человеком», «Человек и мир», «Духовный опыт человечества». Детям предстоит узнать, что такое «труд души», как «мыслить» сердцем и как развивать нравственные качества.
А вот один из псевдонаучных текстов, посвященный красоте. В нем почему-то приводится взаимосвязь между походкой человека и его «энергетикой». А осанка, оказывается, показывает наше отношение к жизни. В конце текста ребенку задают вопрос: «Что нужно делать, чтобы вас воспринимали красивым человеком?» Как и зачем на это отвечать закомплексованному подростку?
Встречаются и такие странные вопросы с изречениями:
Есть непонятные ребусы:
Ну а тут нашего семиклассника настигнет экзистенциальный кризис:
Неудивительно, что предмет с такими вопросами и задачи вызывают много недовольства среди казахстанцев. В министерство образования и науки РК поступают предложения по исключении предмета «Самопознание» из школьной программы. Поэтому был внесен проект по его переводу в разряд факультативных.
«То есть с сентября планируется сделать самопознание предметом по выбору школьников и только в одном классе, а не с 1 по 11 классы», — пояснили в МОН.
Вот как на эту новость отреагировали казахстанские родители:
«Поддерживаю! Бессмысленно как отдельный предмет, нам на классных часах все это объясняли. У сына этот предмет с 1 по 5 класс, и не знаю, сколько еще лет будут его мусолить».
«И этих познаний аж 3 предмета! Из года в год одни и те же темы! Пусть полистают учебники!»
«Ну сколько можно стричь купоны с этих реформ и предметов? Не надо изобретать колесо, отредактируйте советские учебники, уберите самопознание, верните астрономию лучше. Пересмотрите программы подготовки педагогов, введите честную аттестацию, и всем будет надежда хоть на какое то качественное образование и перспективы в будущем».
«Интересный предмет. Первые классы пыталась вникать вместе с ребенком, но после задания «нарисуй мир глазами кузнечика» сдалась окончательно».
«Честно говоря, мне вообще непонятен такой предмет, как самопознание. Что это и как оно влияет на образовательный и воспитательный процесс? Когда я учился, такого не было, и воспитание мы получили не самое худшее».
Однако с таким мнением не согласна психолог, учитель самопознания в актюбинской гимназии Марал Сергазина. По ее словам, многие дети не получают даже базовых знаний и ценностей дома, так как взрослые уделяют больше внимания образовательному, а не воспитательному процессу.
«Я не считаю, что предмет нужно вовсе убрать из школьной программы. Пусть будет элективным уроком, ну, то есть по выбору. Многие ребята нуждаются в поддержке, общении на такие жизненные темы и вопросы.
Поймите, что очень часто взрослые не могут установить контакт с ребенком, и у них нет доверительных отношений. Вроде бы родитель и заботится, и любит, удовлетворяет все его базовые потребности, а вот просто поговорить по душам трудно. Ребенок замыкается, стоит ему один раз получить плохую реакцию с вашей стороны. Он вам рассказал о первой влюбленности, а вы ругаете, что он в школе должен учиться, а не строить отношения. Все, он больше не поделится с вами личным опытом в будущем, будет бояться.
Такие щепетильные вопросы мы тоже можем обсудить на уроках. Дети определяют для себя, что такое дружба, любовь, семья. Ведь в таком возрасте у них так много вопросов об окружающем мире. А обсуждать их со сверстниками проще, у них более схожий опыт, нежели чем с мамой или папой.
Задача учителя, психолога, классного руководители — правильно направлять детей в этой беседе, а не просто учить «что такое хорошо, а что такое плохо». Каждый ребенок должен прийти к нужным ценностям через свой путь и свой опыт.
Возможно, для этого стоило бы немного скорректировать учебную программу, убрать нравоучительные рассказы, ведь этого детям хватает и на уроках литературы. Нужно больше заданий для выстраивания коммуникаций с внешним миром. Больше заданий, которые позволят сплотить детей в коллективе. Найти мотивацию, если речь идет об учебе. В общем, поменять учебники и задания не проблема, но отменять предмет полностью не самая лучшая идея», — резюмирует педагог.