Хаотичная застройка уничтожает уникальные мозаичные панно в Караганде

Заслуженные деятели культуры и старожилы города бьют тревогу. Мозаичные панно, которые украшали фасады домов в Караганде, скоро станут воспоминанием. Из десятков мозаик, выложенных московскими художниками в 60-годы прошлого столетия, целыми остались единицы. Собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Азиля Джумабекова выясняла, почему мозаичные композиции перестали быть привлекательными для областного центра.

Фото автора
Точечная застройка съедает мозаику

История появления мозаичных панно в шахтерской столице уходит в далекие 60-е годы. Тогда, чтобы украсить городскую архитектуру, было принято решение пригласить в Караганду московских мастеров. Техника выкладки — настоящее искусство. Процесс кропотливый и достаточно дорогостоящий. Это настоящие картины из искусно выложенных разноцветных «чипсов». Сегодня судьба тех монументальных работ, которые остались в городе, никого особо не волнует.

Несколько лет назад был издан альбом «Монументальная живопись Караганды. От мозаики до стрит-арта». Специалисты ездили по городу и фотографировали уникальные картины. Сейчас заслуженные архитекторы и художники опасаются, что через каких-то несколько лет картины-панно останутся только в памяти горожан и в альбоме.

«Когда создавались эти мозаики, приезжали из Москвы мастера, потому что у нас не было специалистов-мозаичников такого уровня. Это очень сложная техника работы с камнем или керамикой. И очень печально, что эти шедевры никому не нужны и скоро канут в Лету. Десятки уникальных и монументальных картин было по городу, единицы из них остались в первозданном виде. Возмущает, что никого не смущает строительство высотных домов и бизнес-центров в непосредственной близости с фасадами, украшенными мозаикой. Сейчас ведется активное строительство объекта в районе магазина «Мечта» по проспекту Абдирова. Шикарное панно «Семья» постепенно исчезает за возводимыми этажами. Это на самом деле вопиющий случай», — говорит заместитель руководителя областного музея изобразительных искусств Александр Гехт.

В Караганде ни одно мозаичное панно не находится под охраной государства, их судьбу, как правило, предопределяет собственник здания.

«Мало того что это здания строят чуть ли в не метровой близости с жилым домом, так еще и наплевали на архитектурный облик. Когда только начиналось строительство и начали закладывать фундамент, в отделе архитектуры интересовались, какое здание возводится, нас заверили, что его высота не будет превышать 2-3 этажей жилого дома. Сегодня что мы видим? С каждым днем оно все выше и выше. Это как минимум 8-9 этажей будет», — отметил художник Виктор Проценко.

Космонавт уже не летает…

Руководитель отдела архитектуры и градостроительства Куат Бектемисов считает, что необходимо внести уточнения в законодательство, так как нет четких ограничений в понятии «точечная застройка»

«Мы, как уполномоченный орган, должны услышать мнения многих. Это и строители, и собственники объекта, представители МСБ и общественность», — сказал он.

Между тем уникальные панно, которые восхищают и приезжающих в город иностранцев, становятся частью истории.

«Иностранцы, которые приезжают в Караганду, действительно восхищаются, потому что в Европе такая мозаика есть, но она средневековая, больше музейные экспонаты, а современных нет. Караганда — один из немногих городов, где в свое время были выложены панно. К примеру, мозаика «Космонавт». Это уникальный объект живописи. Мастер — всемирно известный московский художник Крылов. Сейчас космонавт уже не летает в пространстве, он стоит на крыше», — добавил Александр Гехт.

Важно сохранить мозаичные панно

Художники Караганды с сожалением отмечают, что за 30 лет независимого Казахстана в городе не появилось ни одного масштабного объекта монументальной живописи.

«Караганда далеко не туристический край, у нас не так много достопримечательностей. Такого уровня произведений, которые были созданы в 60-70-х годах, у нас не появлялось, и то наследие, которое нам досталось, мы просто обязаны сохранить. Как показывает практика, к нашему мнению никто не прислушивается и вряд ли удастся сохранить мозаику на проспекте Н. Абдирова», — подчеркнула краевед и художник Юлия Ляндаева.

Руководитель отдела архитектуры и градостроительства заверил, что по строительству бизнес-центра проведена проверка и совместно с ГАСКом будет вынесено решение.

«Мы провели служебную проверку и отменили все согласования. Сейчас передали все документа в ГАСК. Дело в том, что на этом месте был коммерческий объект и владелец по закону имеет право на реновацию», — сообщил Куат Бектемисов.

Тем временем, несмотря на заверения властей, большая стройка не прекращается. С каждым днем возводимое здание на проспекте Н. Абдирова становится выше и мозаичная композиция «Семья» все больше скрывается за бетоном.