Режим контртеррористической операции. Такими словами шокировали актюбинцев 5 июня 2016 года. В тот трагический день группа радикалов захватила сразу два оружейных магазина и прорвалась в воинскую часть. В результате теракта погибли и были ранены десятки людей, а на скамье подсудимых оказались 29 фигурантов уголовного дела.
И пока город находился в трауре, казахстанские власти взялись за контроль приверженцев нетрадиционных религиозных течений. Как показали январские события 2022 года, были и упущения. Журналист ИА «NewTimes.kz» восстановила хронологию событий и показала, как приходил в себя Актобе после страшной трагедии.
Что произошло?
Первыми удар боевиков принял оружейный магазин «Паллада», находящийся практически в центре Актобе. Группа экстремистов вошла туда в обед 5 июня с целью захватить оружие. События разворачивались с молниеносной скоростью.
Первой жертвой нападения стал продавец магазина, который успел нажать тревожную кнопку и вызвать охрану. За это мужчине нанесли несколько ножевых ранений, от которых он скончался на месте.
Спустя четыре минуты после подачи тревожного вызова к магазину прибыли два сотрудника частной охранной организации «Жедел кузет». Один из них был убит на месте, а второй получил огнестрельное ранение.
Через три минуты к «Палладе» подъехал наряд полиции из трех человек. Их встретил плотный огонь террористов, оказавших сопротивление из 14 стволов. Все трое полицейских получили ранения, а преступникам удалось захватить патрульное авто.
Кроме того, экстремисты забрали из магазина 17 единиц огнестрельного оружия (3 нарезных и 14 гладкоствольных), три газовых пистолета, патроны и ножи. Выходя на улицу, они убили 69-летнего владельца автомобиля, припаркованного недалеко от магазина. Все события в «Палладе» разворачивались в течение 9 минут.
Через час после этого преступники разделились на две группы. Шесть человек на похищенном патрульном авто совершили нападение на другой оружейный магазин, «Пантера», где нанесли ножевые ранения двум посетителям, один из которых был убит, а второй ранен.
Прибывшие на место полицейские застрелили троих нападавших, одного ранили и задержали, двум преступникам удалось сбежать. Они были обнаружены позднее за пределами города и ликвидированы.
Вторая группа террористов, из 17 человек, захватила пассажирский автобус, высадив оттуда всех пассажиров и кондуктора. Однако водителя они заставили протаранить ворота военной части №6655 Нацгвардии по улице Есет батыра. Преступники обстреляли невооруженный наряд, дежуривший на КПП, проникли на территорию войсковой части и направились к дежурной части, находившейся в здании штаба.
В здании штаба находились оружейные комнаты. Нападавшие намеревались захватить «более серьезное оружие».
К счастью, дежурный по части вовремя заблокировал доступ к оружейным комнатам, поднял тревогу и известил о нападении внутренний караул. Нападавшие, не сумев завладеть оружием, обстреляли дежурную часть, вышли из штаба и направились в сторону парка машин войсковой части.
На шум выстрелов навстречу им вышли офицер и начальник внутреннего караула. 41-летний майор ОВКР огнем нападавших был убит, начальник караула ранен.
«Понятно, почему там такое большое количество раненых военнослужащих и трое погибших. Внутренний наряд стоял, они были вооружены только штык-ножами. Практически они все были без оружия. Естественно, они (преступники) зашли и открыли беспорядочный огонь, и первые пострадавшие — это те, кто стоял недалеко от КПП.
Цель преступников была пройти туда дальше, проникнуть в оружейную комнату и завладеть оружием. Там стояли уже вооруженные военнослужащие, они оказали сопротивление.
Подъехали еще наши полицейские и преступники, стали уходить через гаражи. Одна группа была заблокирована, а остальная группа, как мы потом выяснили, все-таки перешла через забор и скрылась. Оставшиеся преступники — один был убит, второй был ранен — задержан», — отчитывался позже экс-министр МВД Калмуханбет Касымов.
В результате террористического акта было убиты четверо гражданских, трое военнослужащих и 18 боевиков. Ранения получили пятеро полицейских, шесть военнослужащих, шесть боевиков, несколько продавцов оружейных магазинов и охранник фирмы «Жедел кузет».
После теракта, уже во время ночных оперативно-поисковых мероприятий, ликвидировали еще пятерых преступников и задержили двоих. В Актюбинской области был введен режим контртеррористической операции.
Стоит отметить, что о страшных событиях актюбинцы узнали не сразу. Первые сообщения о стрельбе в городе начали появляться к трем часам дня в социальных сетях, тогда как официальной информации еще не было. Появлялись противоречивые данные о пострадавших и местах перестрелок.
О том, что в Актобе проходит спецоперация, горожане узнали позже. В это время в городе не работал общественный транспорт, а также увеселительные заведения, начались проблемы с доступом к интернету. Актюбинцам прислали SMS о том, что в городе был введен красный уровень террористической опасности, а по стране — желтый уровень, который продлился до 15 января 2017 года.
6 июня из числа нападавших при активном вооруженном сопротивлении 13 преступников было убито, четверо ранены и задержаны, семеро находились в розыске. Было возбуждено свыше 20 уголовных дел. За помощь в розыске террористов силовики предлагали 5 млн тенге.
Спустя два дня бывший президент Нурсултан Назарбаев распорядился объявить 9 июня днемнационального траура в Казахстане. Он выступил с заявлением, в котором указал, что террористический акт был организован приверженцами радикальных псевдорелигиозных течений, а инструкции они получили из-за рубежа.
10 июня в Актобе силовики провели спецоперацию, в ходе которой ликвидировали четырех террористов во время штурма многоэтажного дома. В другом районе города был убит один сообщник нападавших. Таким образом, было задержано девять человек. На тот момент в розыске оставались трое. Двоих задержали 11 июня в ходе спецоперации в Актобе. Последнего разыскиваемого удалось задержать 12 июня также в Актобе.
«Священный джихад»
Из-за информационного вакуума в городе росла паника. О том, что это был террористический акт, заявил сам глава МВД, однако власти призывали казахстанцев не связывать эти события с религией. Такой же позиции придерживались в духовном управлении мусульман Казахстана. А в комитете по делам религий подчеркнули, что главная цель террористов — запугать мирное население страны.
Позже задержанные радикалы рассказали свою версию. По их словам, 5 июня на съемной квартире собралось сразу 45 человек. К ним по видеосвязи обратился «имам» из Сирии и призвал их провести «священный джихад». 19 человек отказались сразу, четверо — уже по дороге в оружейный магазин.
Позже уже на скамье подсудимых отказавшиеся от теракта рассказали, что в тот день в квартире они не поняли сути призыва лидеров террористической группы Дмитрия Танатарова и Армана Айтугана. Они решили, что их призывают совершить джихад в Сирии либо в Америке.
Как установили следователи, военная часть была лишь частью плана. После захвата оружия в части террористы планировали атаковать здание КНБ в Актобе, а также исправительные учреждения и отдельные здания госорганов.
После задержания радикалов стало известно, что семеро из них уже были судимы ранее, один из них по делу о взрыве в здании ДКНБ Актюбинской области, который прогремел 17 мая 2011 года. Тогда его лишили свободы всего на три года.
Так на скамье подсудимых оказалось 29 человек. Девятерых обвиняли в совершении ряда преступлений, в том числе акта терроризма, 18 человек — в недонесении о преступлении и еще двоих — в укрывательстве преступления.
В ноябре приговором суда все 29 осужденных были признаны виновными в совершении тяжких, особо тяжких преступлений против личности, собственности, а также против общественной безопасности, общественного порядка. Семеро проведут остаток жизни за решеткой. Еще два фигуранта уголовного дела получили 25 лет и 22 года лишения свободы.
Позже, в январе 2017 года, суд приговорил двоих офицеров воинской части №6655 к 4,5 и 3,5 годам лишения свободы в колонии общего режима. В момент теракта военные испугались за собственные жизни и, вместо того чтобы вступить в бой с преступниками, решили спрятаться.
Теракт в Актобе получил неоднозначную оценку. Однако многие эксперты сошлись во мнении о том, что события стали закономерным итогом попустительства властей в остром вопросе контроля религиозных сект.
Елбасы называл виновными сторонников нетрадиционного религиозного течения салафизм, а в МИД РК заявили, что теракт произошел по призыву религиозного лидера Абу Мухаммада аль-Аднани. Упоминалось также запрещенная в Казахстане террористическая организация ИГИЛ и их пропагандистские материалы. К слову, последнее из обращений ИГИЛа было за две недели до теракта в Актобе.
Шесть лет спустя
Те страшные события не забыть даже годы спустя. И о героях, погибших при исполнении служебного года, все еще говорят. К примеру, совсем недавно состоялось торжественное вручение сертификата и ключей от автомобиля отцу геройски погибшего военнослужащего рядового Досбола Сапара. Он погиб при отражении вооруженного нападения террористов на воинскую часть и посмертно был награжден орденом «Айбын» III степени.
Кроме него, за образцовое исполнение воинского, служебного долга, мужество и самоотверженность, проявленные при ликвидации террористической группы в июньских событиях в Актобе, было награждено 11 полицейских, двое из которых были награждены орденами «Айбын» 3-й степени, а девять сотрудников ДВД получили медаль «Ерлігі үшін».
Сотрудник охранной фирмы Мирхан Тажибаев, который 5 июня по тревоге прибыл к «Палладе» во время нападения на магазин, также был награжден посмертно.
Однако напоминаний о теракте в Актобе практически нет. Как нет больше оружейного магазина «Паллада» по проспекту Молдагуловой. Напомним, его владелец был признан виновным в недобросовестном исполнении обязанностей.
На витрину было выставлено огнестрельное оружие без тросовых креплений, а также боеприпасы с пороховыми зарядами, чем с легкостью и воспользовались террористы.
Сейчас никакого оружия тут нет. На месте магазина расположена точка фастфуда.
А вот как выглядела «Паллада» шесть лет тому назад
Не продается больше оружие и в магазине «Пантера» по улице Жанкожа батыра. Сейчас там можно приобрести лишь обувь, одежду и снасти для охоты или рыбалки.
Единственное, что напоминает о трагедии горожанам, — та самая военная часть №6655 Нацгвардии по улице Есет батыра. Снимать около нее запрещено, однако нам удалось запечатлеть ворота КПП.
К слову, в том же 2016 году в Казахстане был подписан закон о вопросах противодействия экстремизму и терроризму. Согласно нему, собственники и лица, уполномоченные сдавать жилье в аренду, теперь обязаны регистрировать проживающих там людей. Такая мера, по мнению властей, должна была усилить контроль за внешней и внутренней миграцией населения. Однако январские события в стране показали, что уроки актюбинской трагедии давно уже позабыты.
Фото: tengrinews.kz, ratel.kz