вторник, 27 сентября, 2022
icon
477.37
icon
460.38
icon
8.27
Алматы:
icon
19oC
Астана:
icon
9oC
Подпишитесь на нас:
Фридом Финанс
Биржа kase признала АО «Фридом Финанс» победителем в 6 номинациях по итогам 2021 года
ffin.kz

Тоннель через перевал Шакпак баба. Как стройка века стала долгостроем

Завершить реконструкцию автомагистрали Западная Европа — Западный Китай на всей территории ЕАЭС предложил президент Касым-Жомарт Токаев на заседании Высшего Евразийского экономического совета. На казахстанском участке трансконтинентальной автодороги незавершенным остался только тоннель через перевал Шакпак баба в Туркестанской области. Собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Игорь Лунин поведал о том, как последний недостроенный участок международного автобана стал долгостроем.

Тоннель через перевал Шакпак баба. Как стройка века стала долгостроем

Фото автора

Наш долгострой — самый долгий

Тоннель через перевал Шакпак баба (граница Жамбылской и Туркестанской областей) — последний недостроенный участок международного транзитного коридора Западная Европа — Западный Китай на территории Казахстана. Технический объезд через одноименный поселок, через который сейчас идет поток автотранспорта, серьезно снижает пропускную способность международной автотрассы.

Южане считают, что их долгострой намного круче астанинской линии ЛРТ и оригинальнее. В столице все было скучно и обыденно. Ну попилили деньги на никчемном изначально проекте. Что тут особенного? А у нас в Туркестане наверняка уже больше распилили. А шымкентский строительный бум «имени акима Айтенова» вообще в стране вне конкуренции. Но этим мы будем гордиться позже, когда компетентные органы подсчитают. «Шакпакбабинский» долгострой уникален тем, что здесь никаких бюджетных распилов не было. Просто звезды так легли над этим местом.

Этапы большого пути

Заявленные комитетом автодорог РК сроки сдачи в эксплуатацию тоннеля на перевале Шакпак баба:

  • конец 2016 года
  • начало 2017 года
  • начало 2019 года
  • весна 2020 года
  • конец 2021 года
  • октябрь 2021 — сдача в «техническую эксплуатацию» левой штольни (по направлению из Шымкента)
  • конец 2022 года — то же самое.

И так далее....

«Срок окончания строительства участка автомагистрали Западная Европа — Западный Китай по Тюлькубасскому району и общего завершения проекта по Казахстану — конец 2015 года. На участке компании на 1 июля 2014 года выполнено до 50% работ: сформировано основание дороги, уложен подстилающий слой гравия и начата укладка дорожного полотна. Работа ведется в две смены» — из выдержки отчета на сайте europe-china.kz, 2014 год.

К настоящему времени на строительстве тоннеля сменились две компании-подрядчика. Сроки его окончательного завершения в АО «НК «КазАвтоЖол» больше не называют, сумму дополнительных затрат тоже. В левой штольне работы завершены, в правой осталось около 200 метров проходки. А вот открытие движения по левой в странном режиме «технической эксплуатации» (это что, вообще, за зверь?), которое комитет автодорог РК настойчиво продавливает с прошлого года, вызывает множество вопросов.

Тоннель категории А по проекту должен быть обеспечен системами безопасности, сигнализации, пожаротушения, путями и средствами эвакуации. Все это возможно смонтировать и запустить только после полного окончания строительства. Зачем торопимся и кто будет отвечать, если что? Кроме желания столичных чиновников отрапортовать наконец о том, что тоннель заработал, мотивировку этому потенциально опасному решению найти трудно.

Что изменит еще год, два, десять в судьбе этого долгостроя и репутации нашей страны в международных финансовых институтах, у соседей и партнеров по проекту? Китайцы свою часть транзитного коридора построили по-коммунистически — в запланированные сроки и давным-давно, теперь с безграничным национальным терпением вежливо ждут нас.

Денег нет, но вы держитесь

Первый в Казахстане автомобильный тоннель такого класса предложила построить компания-подрядчик из Исламской Республики Иран, имеющая солидный опыт в строительстве горных дорог.

«Идея строительства тоннеля принадлежит нашим инженерам. По первоначальному проекту здесь планировалось прокопать в горном массиве выемку глубиной 50 метров, чтобы понизить градус подъема дорожного полотна на перевале. Мы изучили особенности местности, климатические условия и пришли к однозначному выводу — это проблему зимней проходимости участка не решить. Глубокая выемка будет работать как снегосборник и потребует серьезных эксплуатационных расходов для уборки снега. Просчитав несколько вариантов технических решений, наши специалисты остановились на строительстве тоннеля», — из интервью директора филиала АОЗТ Dena Rahsaz/Sargin Мохаммада Абуталеби в 2014 году.