Завершить реконструкцию автомагистрали Западная Европа — Западный Китай на всей территории ЕАЭС предложил президент Касым-Жомарт Токаев на заседании Высшего Евразийского экономического совета. На казахстанском участке трансконтинентальной автодороги незавершенным остался только тоннель через перевал Шакпак баба в Туркестанской области. Собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Игорь Лунин поведал о том, как последний недостроенный участок международного автобана стал долгостроем.
Тоннель через перевал Шакпак баба (граница Жамбылской и Туркестанской областей) — последний недостроенный участок международного транзитного коридора Западная Европа — Западный Китай на территории Казахстана. Технический объезд через одноименный поселок, через который сейчас идет поток автотранспорта, серьезно снижает пропускную способность международной автотрассы.
Южане считают, что их долгострой намного круче астанинской линии ЛРТ и оригинальнее. В столице все было скучно и обыденно. Ну попилили деньги на никчемном изначально проекте. Что тут особенного? А у нас в Туркестане наверняка уже больше распилили. А шымкентский строительный бум «имени акима Айтенова» вообще в стране вне конкуренции. Но этим мы будем гордиться позже, когда компетентные органы подсчитают. «Шакпакбабинский» долгострой уникален тем, что здесь никаких бюджетных распилов не было. Просто звезды так легли над этим местом.
Заявленные комитетом автодорог РК сроки сдачи в эксплуатацию тоннеля на перевале Шакпак баба:
И так далее....
«Срок окончания строительства участка автомагистрали Западная Европа — Западный Китай по Тюлькубасскому району и общего завершения проекта по Казахстану — конец 2015 года. На участке компании на 1 июля 2014 года выполнено до 50% работ: сформировано основание дороги, уложен подстилающий слой гравия и начата укладка дорожного полотна. Работа ведется в две смены» — из выдержки отчета на сайте europe-china.kz, 2014 год.
К настоящему времени на строительстве тоннеля сменились две компании-подрядчика. Сроки его окончательного завершения в АО «НК «КазАвтоЖол» больше не называют, сумму дополнительных затрат тоже. В левой штольне работы завершены, в правой осталось около 200 метров проходки. А вот открытие движения по левой в странном режиме «технической эксплуатации» (это что, вообще, за зверь?), которое комитет автодорог РК настойчиво продавливает с прошлого года, вызывает множество вопросов.
Тоннель категории А по проекту должен быть обеспечен системами безопасности, сигнализации, пожаротушения, путями и средствами эвакуации. Все это возможно смонтировать и запустить только после полного окончания строительства. Зачем торопимся и кто будет отвечать, если что? Кроме желания столичных чиновников отрапортовать наконец о том, что тоннель заработал, мотивировку этому потенциально опасному решению найти трудно.
Что изменит еще год, два, десять в судьбе этого долгостроя и репутации нашей страны в международных финансовых институтах, у соседей и партнеров по проекту? Китайцы свою часть транзитного коридора построили по-коммунистически — в запланированные сроки и давным-давно, теперь с безграничным национальным терпением вежливо ждут нас.
Первый в Казахстане автомобильный тоннель такого класса предложила построить компания-подрядчик из Исламской Республики Иран, имеющая солидный опыт в строительстве горных дорог.
«Идея строительства тоннеля принадлежит нашим инженерам. По первоначальному проекту здесь планировалось прокопать в горном массиве выемку глубиной 50 метров, чтобы понизить градус подъема дорожного полотна на перевале. Мы изучили особенности местности, климатические условия и пришли к однозначному выводу — это проблему зимней проходимости участка не решить. Глубокая выемка будет работать как снегосборник и потребует серьезных эксплуатационных расходов для уборки снега. Просчитав несколько вариантов технических решений, наши специалисты остановились на строительстве тоннеля», — из интервью директора филиала АОЗТ Dena Rahsaz/Sargin Мохаммада Абуталеби в 2014 году.
По стоимости новый вариант прохода перевала вписывался в первоначальную смету. По эксплуатационным расходам в дальнейшем он сулил существенную экономию сил и средств. Наше предложение после изучения на месте получило поддержку заказчика — министерства транспорта и коммуникаций РК.
Первоначальная стоимость контракта была около 100 млн долларов. Финансировалось строительство из займа всемирного банка. Американского. Для иранского подрядчика! Отсюда и начались все проблемы.
В 2014 году после получения подряда на строительство тоннеля на Шакпак баба компания стала крупнейшим получателем госсзаказа в РК, по версии Forbes Kazakhstan. Ее репутация была вне всяких сомнений.
Иранцы взялись за дело с огоньком. Специалисты говорили тогда, что проект технически очень интересен, требует много нетривиальных инженерных решений и они работают над ним с удовольствием. Для ускорения проходки массива горы работы одновременно начали с восьми точек: с обоих склонов и посередине, от специального технического тоннеля, который впоследствии будет служить как аварийный.
Проблема, в итоге похоронившая все благие начинания иранских строителей, была заложена в контракте. Кредит под гарантией правительства РК добрые американцы выдали партнерам из Исламской Республики в тенге — валюте внезапной и противоречивой. А материалы и оборудование за отсутствием казахстанских подрядчики импортировали за доллары.
У нас тогда с этим все было печально. Так же как с отечественными специалистами-дорожниками, которые за первое десятилетие независимости куда-то исчезли.
Первый срок сдачи тоннеля иранцы, еще не растратившие оптимизма, назначили на август 2016-го. Потом передвинули на апрель 2017-го года. Работы шли быстрыми темпами, и к концу 2016 года было проложено и одето в бетон 832 и 540 из 840х2 метров штолен. Оставалось всего ничего, но тут подрядчики попали под последствия суровой смены курса тенге казахстанским Нацбанком: задолженности по долларовым поставкам нарастали и, в конце концов, сделали компанию неплатежеспособной.
Работы остановились в январе 2017 года и возобновились азербайджанской компанией Evrascon только в 2018 году. Новые подрядчики повысили уровень безопасности тоннеля с категории Е до А. Через него можно будет пропускать любые грузы, включая взрыво- и пожароопасные. Это усложнило конструкцию и еще отодвинуло до конца 2019 года сроки сдачи объекта. Но иранский оптимизм, вместе с незавершенкой, перешел к азербайджанским строителям. Скульпторы из Алматы по их заказу изготовили два мозаичных панно для западного и восточного порталов тоннеля. Разумеется, с изображениями Нурсултана Назарбаева. Поторопились, как показали дальнейшие события в нашей стране.
«Близится к концу проходка второй штольни, — говорил тогда представитель компании. — Одновременно пробиваются соединительные коридоры, идет отливка внутренних бетонных куполов и гидроизоляция всего сооружения. Ежедневно взрываем по четыре метра грунта».
В ноябре 2019 года срок завершения строительства перенесли на весну 2020-го. Но тут случился коронавирус и закрытие границ… Потом рост цен сделал сметы, составленные при заключении договора, неактуальными. Работы снова остановились.
Сегодня прокладка продолжает близиться к концу.
«АО «Evrascon» из Азербайджана продолжает проходку правой штольни. Ведутся взрывные работы. Пока они идут, открыть движение по левой штольне нельзя. Обязательства компании-подрядчика, озвученные весной прошлого года, — запустить движение по одной штольне к осени, а полностью сдать тоннель к концу года, не выполнены. Проблема — недостаток денег. Смета, утвержденная при заключении договора с АО «Evrascon», давно и безнадежно устарела. Компания обязалась привлечь собственные средства для окончания строительства. Сумму назвать не могу. Движение по левой штольне подрядчик планирует открыть в октябре этого года. Комитет автодорог держит ситуацию на контроле», — сказал заместитель директора Туркестанского областного филиала АО «НК «ҚазАвтоЖол» Нуржан Беков.
Когда международно известный южный долгострой завершится, не может теперь точно сказать никто. Особо продвинутые в сакральных смыслах бытия местные знатоки «Рухани жанғыру» даже поговаривают, что место это какое-то нехорошее. Но вариантов решения, кроме курения адраспана, не предлагают.
Фото автора