Чужие долги и «воскресшая» соседка: 8 лет акимат добивается выселения семейчанки

Жительница Семея Наталья Куприянова который год обивает пороги судов и местного отдела жилищно-коммунального хозяйства и жилищной инспекции. Все дело в том, что женщину выселяют якобы из-за накопившихся долгов, а также давно умершей, но внезапно «воскресшей» соседки. Подробности — в материале собственного корреспондента ИА «NewTimes.kz» Бигуль Арыстанбаевой.

Фото автора

Перепланировку в одной из многоэтажек Семея разрешили сделать по заявлению человека, которого нет в живых уже почти 20 лет.

А все началось с того, что семейчанка Наталья Куприянова, проживающая в бывшем общежитии кожевенно-мехового комбината, занялась благоустройством общего коридора секции и с согласия остальных квартиросъемщиков использует его для своих нужд. Так было до тех пор, пока Наталья не обнаружила, что эта площадка, оказывается, находится в собственности другого человека, а Наталье необходимо освободить жилплощадь.

«У нас в доме два подъезда. Я живу в 43-й квартире, через стенку — 13-я квартира. Ранее хозяйкой этой квартиры являлась Галина Иванова. Она сделала приватизацию в 1996 году. В 2003 году она умерла, но 1 августа 2012 года она же «пишет» заявление в городской отдел архитектуры на перепланировку квартиры. Там ей это каким-то образом разрешают. После перепланировки площадь квартиры увеличивается с 31 квадрата до 49, причем в наш подъезд. У нас в подъезде есть бытовая комната между четырьмя жильцами. И после перепланировки наша бытовка ушла в другой подъезд. Как так?» — недоумевает Наталья.

В 2012 году после перепланировки в квартире поселились новые жильцы. Однако прожили они там недолго — всего два года. В 2014 году в городском отделе жилищно-коммунального хозяйства якобы выяснили, что прежняя хозяйка жилплощади Иванова действительно умерла и жильцов выселили. Впрочем, бесхозной квартира простояла недолго. В 2015 году здесь поселилась другая квартиросъемщица, с которой подписали договор приватизации. В 2019 году она подала на Наталью в суд жалобу, что она якобы незаконно владеет ее комнатой.

Судебные процессы длятся уже три года, а результата никакого. Наталья вместе с адвокатом всюду пытается доказать, что Иванова умерла, однако их почему-то никто не слышит. Женщина обращалась во все инстанции — от городских до республиканских. После обращения к президенту Казахстана пришло распоряжение о начале досудебного расследования. Его полиция Семея вела целый год. После вышло постановление, в котором указано, что все, кто был причастен к перепланировке, умерли, а факт подлога документов налицо.

Теперь семейчанка по вновь открывшимся обстоятельствам подала иск в суд. В первом процессе, который состоялся в июне, участвовали лишь Наталья и ее оппонентка. Никого из ответчиков не было, однако отменять процесс не стали, а попросту отказали в иске Наталье.

«Почему никого не удивляет то, что человек умер, потом воскрес, подписал документы и вернулся в могилу?! Так можно? Почему нас никто не слышит?! Выносятся абсолютно абсурдные решения! Вот в 2012 году покойная Иванова «написала» заявление на перепланировку. Поскольку на ее квартиру в то время был наложен арест акиматом, она «обращается» в суд, и квартиру с ареста снимают и отдают ей! Как такое может быть, если человек умер?» — не может понять Наталья.

По решению суда женщина должна демонтировать перегородку, которую ранее установила с согласия соседей. Однако когда судоисполнители пришли ее демонтировать, оказалось, что сделать это невозможно, так как стена несущая и ломать ее опасно. Таким образом, исполнить постановление суда Наталья не может.

За помощью в решении вопроса семейчанка обращалась буквально ко всем: от руководителя ЖКХ до акимата ВКО. А в ответ тишина… либо отписки и бесконечные перенаправления из одного отдела в другой.

Местным исполнительным органом в лице городского отдела ЖКХ было подано исковое заявление в суд о расторжении договора с Куприяновой. Женщину хотят выселить из-за имеющейся, по их словам, задолженности за коммунальные услуги и неперезаключенного договора аренды.

«Данное имущество мы признали вымороченным, после чего уже поставили вопрос по выселению семьи Тобыкбаевых, которые там в тот момент проживали. Мы выселили семью и предоставили жилье по заявлению женщине, которая на тот момент являлась очередником и у которой на иждивении был участник ВОВ, Саркыт Дюсембекова. Она сама стояла в очереди, ее отец стоял в очереди. И мы предоставили ей эту комнату. Что касается квадратуры, это вопрос к жильцам Тобыкбаевым. Дело в том, что, когда квартира пришла в госфонд вымороченной, она уже была с готовой квадратурой. Государство в лице нашего отдела никому никакие разрешения на перепланировку не давало. Мы квадратуру не меняем. Для того чтобы изменить квадратуру квартиры, подается официальное заявление в НАО «Правительство для граждан». Там уже принимают решение, как перепланировать», — рассказала заместитель руководителя отдела ЖКХ и жилищной инспекции Диана Шаяхметова.

А вот появление заявления о перепланировке от чудом воскресшей соседки заместитель руководителя отдела ЖКХ и жилищной инспекции назвала незаконными проделками прежних жильцов, которые проживали в 2014 году.

«В свое время, когда было решение суда по Тобыкбаевым, проживавшим в квартире в 2014 году, выяснилось, что они сделали подлог документов. То есть ранее хозяйкой жилплощади была покойная ныне Иванова Галина Алексеевна, и эти жильцы нашли такую же женщину, ее тезку, того же года рождения и заключили с ней договор. Это было еще тогда в суде, но на сегодняшний день квартира уже признана вымороченной. Этих людей уже выселили. Квартира предоставлена уже другому очереднику. То, что было в 2014 году, прошло, все доказательства в суде уже были предоставлены. И винить в этом нужно не государство, а ту семью, которая хотела провернуть сделку. Когда мы обрабатывали документы, они нам предоставили договор с Ивановой, но, как оказалось позже, не с той. Мы выяснили, что это не та Галина Иванова. На этом история закончилась», — пояснила руководитель отдела ЖКХ и жилищной инспекции.

Теперь отдел ЖКХ и жилищной инспекции настаивает на выселении Натальи Куприяновой. Поводом послужили якобы скопившиеся долги за коммунальные услуги.

«Договор найма с Куприяновой истек в 2018 году. С этого момента мы несколько раз отправляли уведомления, чтобы она пришла и продлила договор найма, но она уклоняется от перезаключения договора. Она не расторгает его и не заключает. А ведь нужно нести бремя содержания комнаты — платить за свет, тепло и воду. А у нее многочисленные долги. Поэтому вынужденная мера местного исполнительного органа — подать в суд на расторжение договора с Куприяновой. Она хочет решить вопрос по квадратуре, но для этого есть компетентные органы, которые занимаются технической экспликацией всей квадратуры, они должны заниматься этим», — говорит Диана Шаяхметова.

В отделе ЖКХ и жилищной инспекции Наталье Куприяновой рекомендуют перезаключить договор найма и погасить задолженность по коммунальным услугам.

Но, по словам Натальи, никаких долгов у нее нет, чему есть доказательства в виде акта сверки и другой необходимой документации. А вот отдел ЖКХ уже который год пытается повесить на нее кучу задолженностей, считает женщина.

«Выселить они меня пытались и в 2019 году, однако судья им отказал. В 2014 году зимой также посылали мне уведомление, чтобы я освободила квартиру, но у них ничего не получилось, так как я пожаловалась в прокуратуру. Когда они подписали договор с Дюсембековой, долги списали автоматом на меня, потому что начались судебные процессы, и я начала оспаривать иски, которые длятся на протяжении нескольких лет. Сегодня они хотят меня выселить и заставить оплатить какие-то нелепые долги, которые непонятно чем они будут подтверждать», — сетует она.

Сейчас Наталья Куприянова вместе с адвокатом готовит новый иск в суд об отмене приватизации соседской квартиры. Удастся ли семейчанке докопаться до истины, покажет время и многочисленные хождения по судебным инстанциям.