понедельник, 3 октября, 2022
icon
476.71
icon
467.03
icon
8.36
Алматы:
icon
7oC
Астана:
icon
1oC
Подпишитесь на нас:
Фридом Финанс
Биржа kase признала АО «Фридом Финанс» победителем в 6 номинациях по итогам 2021 года
ffin.kz

«Избей меня за предупреждение»: Как казахстанцы выражают протест через искусство и перформансы

Последние несколько дней на зданиях алматинских театров начали мелькать плакаты с протестными лозунгами. К примеру, фраза «Избей меня за предупреждение» на здании Казахского национального театра драмы им. Ауэзова отсылает нас к законодательству, согласно которому при семейно-бытовом насилии агрессору выписывают лишь предупреждение.

Всплеск гражданской активности наблюдается в нашей стране последние несколько лет. Инициаторами арт-активизма стали молодые прогрессивные художники, которые наконец вышли из интернета на улицы. О том, как искусство стало способом выражения протестной молодежи, читайте в материале ИА «NewTimes.kz».

«Избей меня за предупреждение»: Как казахстанцы выражают протест через искусство и перформансы

Фото: voxpopuli.kz

Искусство протеста или артивизм — это широкий и относительно новый термин, относящийся к творческим работам, которые затрагивают художники, активисты и общественные движения. Их основная цель — продвигать идеи протеста или гражданского неповиновения с помощью художественно-выразительных средств.

Само понятие «артивизм» образовалось из двух слов — «активизм» и «арт», то есть искусство. В научной литературе термин «артивизм» впервые появился в 2008 году и был использован в описании творчества афроамериканских художников. Но как отдельное направление он появился в Европе и Америке примерно в 1970-х годах.

Искусство, направленное на позитивные общественные изменения, в основном представлено как стрит-арт или акционизм. Однако современные художники не ограничивают его рамками и могут транслировать свой протест через знаки, баннеры, плакаты и другие печатные материалы.

Их работы частенько используются на митингах, демонстрациях и других актах гражданского неповиновения. Поэтому с уверенностью можно сказать, что артивизм создает доступную всем среду. Благодаря такому искусству граждане могут влиять на политическую и социальную повестку.

Фото: mosaicartnow.com

Для артивизма характерна еще одна цель — желание художников уйти из музеев на улицы. Они часто обходят художественные центры и коммерческую галерею, пытаясь охватить более широкую аудиторию. Кроме того, искусство протеста не ограничивается одним регионом или страной, а скорее, методом, который используется во всем мире.

Протесты и творчество с недавних пор стали неразрывным союзом и в Казахстане. Если раньше, чтобы стать гражданским гражданским активистом, нужно было создать общественную организацию или партию, то сейчас достаточно выйти в интернет и заявить о своей позиции. А те же граффити и муралы, когда-то считавшиеся вандализмом и дешевым искусством, широко распространяются благодаря талантливым уличным художникам.

Фото: Батыр Садвакасов

Нынешний артивизм — один из немногих способов свободно выразить мнение в стране, где с этим бывают сложности. И пусть в Казахстане пока нет радикального политического искусства, творцам все же удается спровоцировать общественность.

Об этом стоит судить по недавним плакатам, которые вывесили неизвестные активисты и художники в Алматы. Для них фасады зданий и городские стены стали альтернативной площадкой для сложных тем, вдали от правительственного дискурса.

Утром 3 августа художники вывесили плакат на здании Казахского национального театра драмы им. Ауэзова с надписью «Избей меня за предупреждение». Эти слова являются отсылкой к законодательству Казахстана, согласно которому при семейно-бытовом насилии агрессору выписывают лишь предупреждение.

Фото: Batyr Jamal

Тему январской трагедии подняла в своем творчестве известная казахстанская художница Сауле Сулейменова. Месяц назад открылась ее сольная выставка под названием «Біз қарапайым халықпыз» («Мы простой народ»). В экспозиции представлены серии «Қандастар», «Синьцзянская чистка» и монументальное полотно «Небо над Алматы. Қанды қантар», занимающее целую стену одного зала. Все работы художницы выполнены из использованных целлофановых пакетов.