Жители многоэтажек в Казахстане бьют тревогу, сетуя на то, что лифты в их домах давно отработали свой срок и требуют замены, но сделать это сами не в состоянии — очень уж дорого. Лифтовики же в ответ просто разводят руками, поскольку тоже ничего не могут сделать. Насколько ситуация действительно критическая, а главное, что делать? Ответ на этот вопрос попытался найти собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Дмитрий Белов.
Каждый пятый — на замену
Каждый пятый лифт в Казахстане требует замены или ремонта. Такими данными поделились в национальной ассоциации лифтовиков Казахстана. Причем в лидерах по количеству механизмов, требующих замены или ремонта, сегодня находятся Павлодарская и Карагандинская области, чуть лучше ситуация в ЗКО и ВКО, но и здесь жильцы многоэтажек буквально ежедневно подвергают себя опасности, пользуясь подъемными механизмами.
А бояться действительно есть чего. Только в прошлом году произошло сразу несколько несчастных случаев, причем не только в старых жилых домах, но и в новостройках, а также учреждениях. Так, 15 декабря прошло года в Шымкенте с 9-го этажа сорвался лифт и упал вниз. Чудом удалось избежать несчастья со смертельным исходом, но несколько человек из восьми, находящихся на тот момент в кабине, обратились к врачу. В конце октября в Актау грузовой подъемник придавил насмерть мужчину, второму повезло — остался жив. В июле прямо в мемориально-музейном комплексе «АЛЖИР» пострадали две женщины, когда упал лифт. Обеим пришлось долго восстанавливаться в медучреждении. И это только за полгода.
Для сравнения: с 2018-й по 2022 год в стране зарегистрировано 13 чрезвычайных ситуаций из-за неисправности лифтов, восемь из которых закончились трагедией. Приходится признать, что аварии, связанные с лифтами, в последние годы в стране стали происходить чаще. Более того, специалисты утверждают, что ситуация с подъемными механизмами не улучшается, а, напротив, усугубляется с каждым годом.
Подтверждение тому — данные статистики. К сожалению, данных за 2023 год пока нет, но они вряд ли изменились с 2022-го. Как сообщили в национальной ассоциации лифтовиков Казахстана, на конец 2022 года хуже всего дела обстояли в Павлодарской области, где из 1867 лифтов 1132 отработали свой срок и требовали замены. Ненамного лучше ситуация в ВКО — из 1612 подъемных механизмов заменить следовало 405, в Шымкенте — из 266 — 156, в СКО — из 352 — 210. Лучше всего ситуация складывается в столице, что вполне объяснимо — здесь много новостроек, поэтому из 5368 лифтов только 73 требовали ремонта или замены. А в Алматы ситуация изменилась. Если в 2022 году из 5400 существующих подъемных механизмов состояние 370 вызывало сомнения, то к концу 2023 года проблему практически решили — остались только 20 лифтов, которым требуется ремонт или замена.
По словам председателя национальной ассоциации лифтовиков Казахстана Ержана Игибаева, кардинально ситуация начала ухудшаться с 2012 года, когда отменили лицензирование компаний, устанавливающих и ремонтирующих лифты.
«В результате на казахстанский рынок пришли непрофессионалы. Они не только не могут исправить неполадку, но и откровенно портят новые лифты. Опять же застройщики в целях собственной экономии в новостройках устанавливают лифты непроверенных заводов Турции и редко — Китая, без официального дистрибьютора в Казахстане, и, когда возникает поломка, найти запчасти просто нереально», — говорит Ержан Игибаев.
Усугубилась ситуация тем, что к этому времени изношенность лифтового хозяйства была уже достаточно высокой. Но оставлять столь хлопотное и опасное для жизни хозяйство совсем без контроля было нельзя, его передали в ведение местных акиматов, у которых, признаться, ни специалистов для этого, ни соответствующего штата сотрудников не было.
В результате на рынке появились неквалифицированные специалисты и неаттестованные лифтовые компании. Кстати, по официальным данным, всего обслуживающих лифтовых компаний у нас в стране насчитывается около 200-250, хотя специалисты отрасли заверяют, что профессиональных — не более 50.
«Специалисты должны не только отлично знать свое дело, но и иметь необходимый аттестат в области промышленной безопасности, соответствующий национальному стандарту. Это необходимо, чтобы они подтвердили свою квалификацию, наличие у них технической базы и потом только занимались таким серьезным и ответственным делом», — уверен руководитель ассоциации.
Дорого и сердито
По словам предпринимателей, которые занимаются обслуживанием лифтов и знают ситуацию изнутри, для обычных жителей типовой многоэтажки купить, привезти, а потом еще и поставить новый лифт пока не по карману.
«В среднем сегодня заменить лифт, а это найти, доставить, установить, обойдется в 13-15 млн тенге. Все расходы ложатся на жителей — неподъемная сумма для многих. Поэтому люди боятся, но ездят на том, что есть», — прокомментировали ситуацию в одной из девяти лифтовых компаний Усть-Каменогорска.
Впрочем, заменить лифт в жилом доме в Казахстане можно и по программе модернизации ЖКХ. Правда, платить жильцам все равно придется. Для участия в программе необходимо провести собрание жильцов и получить не менее 2/3 подписей жителей подъезда, далее с заявкой обратиться к компании-оператору при акимате — в каждом регионе она своя и заключить официальный договор. Затем начинается разработка сметы, причем утверждают конечную сумму жильцы подъезда. После этого заявка поступает в акимат для выделения бюджетных средств. Когда поступают деньги, начинается замена.
Читайте также: Кто должен платить за ремонт жилого дома — жильцы, КСК или государство?
Не все готовы ждать, а некоторые просто не могут — в домах, где лифты отработали свои положенные 25 лет, решать надо быстро.
«В нашем 12-этажном доме один подъезд, в нем 96 квартир. Много лет мучились: лифт постоянно ломался, двигатель даже умудрились украсть. Поэтому жильцы с большим недоверием отнеслись к идее вновь собирать деньги на замену лифта. Я лично ходила по квартирам и разговаривала с бабушками, которые не хотели сдавать деньги. Убедили всех. Мы сдавали по 25 тыс тенге с квартиры, кроме жильцов 1-го и 2-го этажей. Лифт привезли из Беларуси, установили быстро — нарадоваться не можем. Например, я живу на 10-м этаже, у меня двое детей, младшей дочери года еще нет. Идем на прогулку — коляска, ребенок, потом еще в магазин заходим. Представляете, в какое испытание превращается каждый выход на улицу?!» — рассказала жительница дома по набережной Славского в Усть-Каменогорске Ольга Сидоренко.
Когда импортное не всегда лучшее
Однако специалисты признают, что решить проблему ветхого лифтового хозяйства в городах Казахстана только за счет жильцов не получится — нужна поддержка государства. И речь не только о льготных условиях и рассрочках при покупке лифтов. По их мнению, необходимо поддержать отечественного производителя.
Анализ рынка лифтов в Казахстане прошлого года отчетливо показал, что более 85 процентов составляет продукция зарубежных производителей. Только Китай поставляет в Казахстан 70 процентов подъемных механизмов, следом идут Беларусь, Россия и Турция. А ведь в Казахстане действуют три предприятия по выпуску лифтового оборудования: Акмолинский лифтостроительный завод «Auxe», ТОО «LGS Kazakhstan Elevator Croup» и «Алматылифт». Другими словами, Казахстан мог бы производить до 2 тыс лифтов ежегодно и самостоятельно закрыть основные потребности в лифтовом оборудовании, которые сегодня не превышают 5 тыс.
Вот только поддержки со стороны государства отечественный производитель не ощущает. Простой пример: во время реконструкции алматинского акимата после разгрома в январе 2022-го закупили импортные лифты, а не отечественные, хотя только в Алматинской области действуют сразу два завода по изготовлению лифтов.