Антикоррупционная служба области Абай выявила системные нарушения в медицинских учреждениях Семея. В облздраве намерены опровергнуть результаты проверки. В ситуации разбиралась корреспондент ИА «NewTimes.kz» Бигуль Арыстанбаева.
О нарушениях на заседании межведомственной комиссии при акиме области сообщил первый заместитель начальника регионального антикора Рустем Токбергенов. По его словам, в медучреждениях региона на сегодняшний день насчитывается более 6 тыс единиц медицинского оборудования, общая стоимость которых составляет около 50 млрд тенге. Среди них самое дорогостоящее установлено в центре ядерной медицины и онкологии – оно стоит порядка 11,5 млрд тенге.
«Мы провели анализ в центре ядерной медицины и онкологии и выявили коррупционную составляющую, связанную с медоборудованием. В частности, с заключением незаконных договоров, закупом невостребованных запчастей, техобслуживанием нерабочего и даже несуществующего оборудования», – проинформировал Рустем Токбергенов.
Медоборудование делится на простое и сложное. В сложном имеется радиационное излучение, и при неправильном использовании аппараты могут нанести человеку вред. По закону в целях безопасности сервисное обслуживание соответствующей техники проводится его производителями. Однако, как выяснилось в ходе проверки, центр заказывал подобные виды работ различным аффилированным фирмам. К примеру, с 2019 по 2022 год он заключил 23 таких договора на сумму 608 млн тенге.
Помимо производителя, проводить сервисное обслуживание может сама больница. Для этого учреждению необходимо обучить своих специалистов у производителей медтехники. И вот в 2019 году центр создал свою сервисную службу. Далее, как и полагается, за счет государства обучил сотрудников службы за рубежом. Вот только использовать их потенциал в центре не торопились. Вместо этого руководство учреждения предпочло привлечь аффилированные фирмы.
«Следуя логике, обученные за рубежом инженеры должны были ремонтировать оборудование центра, а на практике они были трудоустроены в аффилированные компании и уже за деньги проводили обслуживание медоборудования в различных больницах по всей стране, в том числе в своем же центре», – сообщил Рустем Токбергенов.
Представители антикора пришли к выводу: специалисты, которые должны были следить за исправностью медоборудования центра, были заинтересованы в частых поломках, поскольку каждый ремонт – это прибыль их коммерческой организации.
«Отсюда становится ясным, почему центр заключал незаконные договоры и проводил техобслуживание несуществующего оборудования. К примеру, в 2020 году был заключен договор с ТОО «Radiation Protection Company» по сервисному обслуживанию техники на сумму 22 млн тенге, но она на тот момент находилась вообще в нерабочем состоянии. А в 2022-м центр провел обслуживание маммографического аппарата, который ранее был передан на баланс поликлиники №4», – рассказал Рустем Токбергенов.
13 апреля 2022 года между центром в лице тогда еще его директора Марата Сандыбаева и ТОО «Radiation Protection Company» в лице Раушан Фатхуллиной был заключен договор на техобслуживание 37 позиций оборудования радионуклидной диагностики на сумму 38,6 млн тенге. Учредителем этого ТОО являлась мать главного инженера центра ядерной медицины, отвечающего за обеспечение сервисного обслуживания всего медоборудования.
Антикоррупционная служба выяснила, что деятельность по сервисному обслуживанию главный инженер начал еще в 2008 году, работая в ТОО «КВАНТ-СЕМЕЙ», «КОБАЛЬТ-СЕРВИС» и ИП «Идинов М. Т.», которые в последующем были ликвидированы или перерегистрированы на других лиц. В настоящее время у него имеются новые фирмы – ТОО «Med Building», «NUCMED», «Radiation Protection Company» и «COBALT-SERVICE». Примечательно, что техническими работниками этих фирм выступали инженеры-физики центра. За счет государства они проходили специальное обучение, в том числе за границей. В последующем сертификаты, полученные там, использовались при получении лицензий на проведение сервисного обслуживания медоборудования, которое выполняли компании главного инженера.
Антикор обвинил главного инженера и в том, что свою деятельность он развернул не только в Семее, но и по всему Казахстану. Он направлял работников в другие регионы для оказания услуг по ремонту и обслуживанию медоборудования. Согласно электронным счетам-фактурам, доход ТОО «NUCMED» составил 935 млн тенге, ТОО «Radiation Protection Company» – 367 млн, ТОО «COBALT SERVICE» – 165 млн.
«Эти деньги поступали компаниям от медучреждений со всей страны за оказание услуг по сервисному обслуживанию медтехники, которое фактически проводили работники центра. Причем работали они на компании, а зарплату получали в центре ядерной медицины», – пояснил Рустем Токбергенов.
В марте 2022 года в качестве благотворительной помощи центру ТОО «ЭЙКОС» заключило договор с итальянской компанией – производителем медоборудования по проведению ремонтно-восстановительных работ на сумму 15 тыс евро. Между тем руководство центра снова подает заявку на закуп вышеуказанных запчастей, уже снизив сумму до 14 млн тенге.
Несмотря на то что обязательства по ремонту техники взяли на себя итальянцы, работники центра все равно провели конкурс по закупу и ремонту оборудования. По его итогам по восьми позициям победителем признали все тот же ТОО «Radiation Protection Company» на сумму 610 тыс тенге. По другим семи позициям были определены другие четыре поставщика на общую сумму 10 млн тенге. Однако, согласно отчету антикора, оплата была произведена лишь по договору с ТОО «Radiation Protection Company». С остальными четырьмя поставщиками договоры расторгнули из-за их ненадобности.
1 декабря 2022 года итальянские специалисты произвели настройку программного обеспечения, после чего оборудование заработало в штатном режиме. То есть приобретать запчасти уже не было необходимости. Более того, согласно пояснению инженеров центра, поломка заключалась лишь в сломанной плате, которую исправили в тот же день, однако запустить не смогли из-за необходимости произвести перезагрузку программного обеспечения, которую в последующем и выполнила итальянская компания.
«При этом указанные в закупе 15 видов запчастей изначально имелись в наличии и шли комплектом к оборудованию! Позднее при инвентаризации было обнаружено, что детали до сих пор лежат на складе и все еще не использованы. Таким образом, заинтересованные лица пытались продать центру запчасти, которые шли комплектом к медоборудованию от завода-производителя, за 34 млн тенге», – уточнил Рустем Токбергенов.
В антикоре заявили, что Марат Сандыбаев продолжал оказывать всяческое покровительство главному инженеру, и когда перешел на должность руководителя в областное управление здравоохранения, а центр ядерной медицины и онкологии возглавила Татьяна Белихина.
В ходе проверки выявлено, что еще в ноябре 2022 года Марат Сандыбаев запланировал обслуживание циклотрона на сумму 70 млн тенге. Работы хотели провести через ТОО «НурМед», но тут в план вмешался другой исполнитель, который отремонтировал этот же циклотрон за 150 тыс тенге.
Циклотрон – это своеобразный мини-реактор, который применяется для ранней диагностики рака. Соответственно, его простаивание равносильно смерти, так как несвоевременно поставленный диагноз может привести к летальным исходам. В антикоррупционной службе региона отмечают тот факт, что все ключевые участники, связанные с ремонтом и обслуживанием медоборудования, параллельно работают в аффилированных компаниях, владельцами которых являются их родственники.
«Это лишь верхушка айсберга, связанная с медицинским оборудованием. Признаться честно, становится страшно, когда видишь, каким образом и на каком оборудовании обслуживают пациентов», – заметил Рустем Токбергенов.
За долгие годы ни один зарубежный производитель не обследовал имеющуюся в учреждениях области медтехнику на предмет ее надлежащей работы. Учитывая, что в основном сложное медоборудование установлено в онкологическом центре и БСМП Семея, в антикоррупционной службе области порекомендовали управлению здравоохранения привлечь специалистов заводов-изготовителей для его обследования и дальнейшего обслуживания.
Но и это еще не все. Помимо многочисленных вопросов по закупу и обслуживанию медицинского оборудования, борцы с коррупцией выявили еще одну большую проблему – кадровые увольнения.
По словам антикора, в прошлом году ставший уже руководителем управления здравоохранения области Марат Сандыбаев уволил 11 директоров больниц. По закону назначение и освобождение главврачей от должности входит в компетенцию наблюдательного совета, но глава облздрава единолично принимал решение о прекращении с ними трудовых отношений.
Вместо них он назначил исполняющих обязанности, при этом утверждать их не торопился. Выборы директоров законодательно закреплены за наблюдательным советом через конкурсную процедуру. Между тем не всегда выбор наблюдательного совета совпадал с выбором управления. Например, наблюдательным советом было принято решение о продлении трудового договора с директором центра онкологии Татьяной Белихиной до 28 декабря 2024 года, однако, несмотря на это, своей должности она лишилась.
По всем выявленным фактам антикоррупционщики составили аналитическую справку. К слову, внушительную – 52 страницы.
В управлении здравоохранения в корне не согласны с результатами проверки, а саму аналитическую справку назвали незаконной. На момент подготовки статьи руководитель управления находился в отпуске после операции и не смог дать интервью, но посоветовал обратиться к юристу облздрава.
«Незаконность аналитической справки заключается в том, что членами рабочей группы используется нормативный правовой акт, не имеющий юридической силы. Правила осуществления сервисного обслуживания медицинских изделий в Республике Казахстан от 29 мая 2015 года №427 утратили силу в соответствии с приказом министра здравоохранения РК от 15 декабря 2020 года, – отмечает консультант по организационным, экономическим и правовым вопросам управления здравоохранения области Абай Серик Нурсултанов. – Помимо того, что допущена незаконность и необоснованность, не соблюдены принципы анализа – всесторонность, объективность и полнота. Два члена рабочей группы – заместитель руководителя управления и начальник отдела экономики облздрава – не были привлечены к процессу анализа коррупционных рисков и не подписывали заключение. Такой документ не имеет юридической силы».
По факту о родственных связях Серик Нурсултанов подтвердил, что Туржан Идинова является матерью Медета Идинова. Но он не является должностным лицом исполнительного органа государственного предприятия, и в его компетенцию не входит принятие решений о выборе поставщика. Этот факт не является основанием для условий или причин, способствующих совершению коррупционных правонарушений.
«Утверждение о том, что имеется конфликт интересов, необоснованно и несостоятельно. В аналитической справке указано, что главный инженер создал аффилированные компании, такие как ТОО «КВАНТ-СЕМЕЙ» и «КОБАЛЬТ-СЕРВИС». Это недостоверная информация. Медет Идинов никакого отношения к ТОО «КВАНТ-СЕМЕЙ» и «КОБАЛЬТ-СЕРВИС» не имеет. Он является учредителем ТОО «Med Building» и «NUCMED», учредителем ТОО «Radiation Protection Company» является его мать. Понятие аффилированности применено не по назначению, так как он не является учредителем или руководителем исполнительного органа. И сейчас он исполняет свои профессиональные обязанности в центре ядерной медицины и онкологии», – говорит Серик Нурсултанов.
В настоящее время в центре ядерной медицины и онкологии Семея проходит внутренний аудит. А в управлении здравоохранения готовятся к судебным разбирательствам: юрист намерен подать иск о признании обнародованной и вызвавшей общественный резонанс аналитической справки недействительной. Призвать к ответу хотят и заместителя руководителя антикоррупционной службы, и руководителя рабочей группы, проводившего проверку.
Пока материал готовился к выходу, стало известно, что руководитель управления здравоохранения написал заявление об уходе по собственному желанию…
Фото Анатолия Тернова