Заявленное администрацией мегаполиса возвращение в коммунальную собственность здания бывшего Дворца фосфорников — первая в новейшей истории города успешная операция по реприватизации объектов социальной инфраструктуры. О том, чтобы передать городу отнятое у него всеми правдами, а в основном неправдами в веселые 90-е полностью, конечно, речь не идет. По крайней мере, не при существующей на сегодня общественной формации. Городской акимат работает точечно и без лишнего шума. Собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Игорь Лунин узнал, что еще несколько объектов готовят к изъятию у частных владельцев.
Дело это муторное и не скорое. Чтобы соблюсти все закорючки нашего путаного законодательства, нужны время, силы и, главное, терпение. Кажется, у команды акима Габита Сыздыкбекова все это есть. Поддержка горожан этому делу обеспечена. И не только горожан. Из столицы в процесс включился депутат мажилиса Бакытжан Базарбек.
В начале года специальная комиссия изучила на месте состояние парка Кең баба. Бывший парк пионеров в результате сложной юридической многоходовки оказался в собственности шымкенткого предпринимателя, мецената, писателя и просто замечательного человека Кайрата Сапарбаева.
«Постановлением акима города Шымкент №1391 от 8.09.2009 года земельный участок под парком площадью 2,641 га был предоставлен во временное возмездное землепользование на срок до 10 лет. Позднее постановлением акима города Шымкента №108 от 2.02.2011 года он был передан в частную собственность, — рассказал мажилисмен. — По результатам выездного заседания республиканской комиссии по земельным отношениям нами принято решение вернуть в государственную собственность незаконно отчужденный парк Кең-баба. Будут инициированы судебные иски об отмене постановлений акимата по этому участку».
Городской сад, так изначально назывался парк, был разбит вокруг Никольского собора в 1901 году. Соответственно, немногим пережившим приватизацию деревьям здесь перевалило за 120 лет. В 1920-м собор закрыли. С тех пор в здании размещались разные учреждения. По традиции тех времен преимущественно культурно-развлекательные. До 1983 года — городской дворец пионеров, сейчас детский кукольный театр. Здание имеет статус исторического памятника местного значения с 1979 года.
Возглавлявший отдел охраны памятников исполнительного комитета совета народных депутатов, затем акимата Шымкента Александр Грищенко вспоминает:
«По закону после присвоения статуса исторического памятника должна быть установлена охранная зона вокруг него. При советской власти на парк и бывший собор никто не покушался. Поэтому дело затянулось. А когда грянула приватизация, было уже поздно. Акимату пришлось судиться с новым собственником — Кайратом Сапарбаевым. Весовые категории одного из богатейших на тот момент людей города и городской администрации были очевидно неравны. Суды мы проиграли. Я тогда чуть вообще должности не лишился. Теперь рядом со зданием собора построен ресторан и дом владельца земли. У Кайрата была идея-фикс разместить в бывшем соборе музей футбола. Точнее, музей своего дяди — большого любителя этого вида спорта и многого другого, погибшего в бандитских разборках 90-х. До этого, слава богу, не дошло. Но парк в частных руках быстро утратил свое значение зеленой зоны в самом центре города. Часть деревьев вырубили под строительство ресторанов, кафе. Сегодня он в убогом состоянии. Разве что шашлыки и пиво везде и всюду».
Сегодня речь идет о возвращении в госсобственность земли парка. Что будет с ресторанами и скромной 5-этажной хижиной — бизнес-центром «Махамбет» нынешнего владельца, предсказать трудно. Новые постройки занимают добрую четверть бывшего парка.
Приватизация парка пионеров происходила по уже отработанной к концу 90-х схеме, которую сегодня признали бы криминальной. В 1998 году комитет по приватизации имущества Шымкента передал территорию парка со всеми немногочисленными на тот момент строениями частной производственной коммерческой фирме «Сапар», принадлежащей семье Сапарбаевых.
Дархан Мухамедиев, начальник отдела департамента по управлению земельными ресурсами Шымкента:
«Владелец фирмы Кайрат Сапарбаев приватизировал все 25 объектов недвижимости, находившиеся в парке, построил бизнес-центр «Махамбет», кафе «Старый дворик» и аттракционы».
Официально целью передачи государственной земли частнику была «организация центра эстетического и культурного воспитания детей». Что ж, кому и шашлык под пивко эстетичны. Самым маленьким предлагаются различные МАФы (малые архитектурные формы), мороженое и незамысловатые развлечения.
Дальше просто потрясающая ловкость рук городских чиновников. В 2008 году территориальная инспекция по управлению земельными ресурсами слегка подрезала крылья предприимчивому владельцу. 2,6 гектара территории парка, которую он еще не успел застроить, вернули городу. Ненадолго. В следующем году акимат города возвращает землю частнику (а так можно было?) под озеленение, что звучит уже откровенно издевательски. В 2011-м проворачивается классический шымкентский келиш-мелиш — участок перепродается между двумя фирмами Сапарбаева, потом делится на три части. Самое пикантное, что все это происходит при действовавшем тогда запрете передачи земель общего пользования в частную собственность (Земельный кодекс РК, ст. 24).
Теперь реально вернуть городу можно только эти самые недозастроенные 2,6 гектара. Здания, находящиеся на территории парка, останутся за Сапарбаевым, что делает дальнейшее обустройство парка крайне проблематичным, но теоретически возможным. Даже в таком усеченном варианте для шымкентцев это станет знаковым событием, демонстрирующем, что власть в городе возвращается городу.
Фото автора