«Долг перед Родиной», «Патриотизм», «Защита Отечества» — за этими громкими лозунгами стоят тысячи человеческих судеб. Но сколько из них оборвались из-за призыва служить в армии? Почему выполнение долга перед Родиной иногда становится несовместимым с самой жизнью? Сообщений о смертельных инцидентах, суицидах и несчастных случаях в армии становится все больше. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» Азиля Джумабекова разбиралась, почему в уголовных делах по фактам гибели солдат-срочников руководство оборонного ведомства остается в тени, а родные погибших годами не могут добиться справедливости в суде.
Согласно данным военной прокуратуры, с 2020 по 2023 годы в Казахстане погибло порядка 270 военнослужащих. Основные причины смертей — болезни, дорожно-транспортные происшествия и суициды. Однако список причин пополнился трагедиями, связанными со стихийными бедствиями и даже падением в уборной. Ранее Султан Камалетдинов, занимавший должность заместителя министра обороны приводил статистику, заявив, что лишь 1% смертей в армии происходит из-за рукоприкладства. Но матери погибших и покалеченных солдат объединились, чтобы добиться справедливости, возмущенные тем, что смерти их сыновей покрыты завесой тайны и предположений.
Родственники солдата, который получил тяжелейшие травмы головы во время службы в национальной гвардии Министерства внутренних дел РК, добиваются справедливости. По официальной версии, 22-летний Ербаян Мухтар упал, неудачно ударился головой, а после впал в кому. Но родные пострадавшего уверены, что официальные лица скрывают факты дедовщины в Нацгвардии МВД РК и жертвой именно такого преступления стал Ербаян. Сейчас парень прикован к постели: он не может самостоятельно ни дышать, ни говорить, ни пить, ни есть.
Семья Ербаяна вынуждена просить о помощи, потому что парня выписали домой из больницы. Ему до сих пор не присвоили статус инвалида. Семья солдата ждет заключения судебно-медицинской экспертизы по делу, чтобы продолжить борьбу в суде.
«Дело расследуют в кабинете начальника учреждения, где и произошло преступление. Как можно ожидать справедливого расследования, когда преступление расследуют его же участники? Не было проведено ни одного полноценного следственного действия. Мы требуем создания новой следственно-оперативной группы и проведения тщательного расследования, в том числе по факту вымогательства денег у Ербаяна до происшествия», — заявила адвокат потерпевшей стороны Инга Иманбай на встрече с журналистами.
В пресс-службе Нацгвардии МВД РК сообщили, что следствием возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, повлекшее тяжкий вред здоровью».
Трагедии новобранцев покрыты завесой тайны и множества предположений. Добиться открытого и справедливого расследования оказывается практически невозможно.
По официальной версии, 9 августа 2022 года около 20.55 началась сильная буря со шквальным ветром, в результате которого подвергся разрушению палаточный городок. Рядовой Алмас Шахимов, помогая сослуживцам эвакуироваться на безопасное место, выходя последним из палатки, получил травму головы от удара металлическим каркасом палатки. Парня доставили в городское медицинское учреждение города Конаева. В городской больнице была констатирована смерть военнослужащего. Позже сообщалось, что погибшего во время бури гвардейца представят к награде.
Родственники погибшего солдата решились на эксгумация тела, сообщало ранее МИА «Казинформ».
«По итогам эксгумации, проведенной 8 декабря прошлого года, было установлено, что он получил ножевые ранения, а ранее сообщалось, что он умер от удара по голове железным каркасом палатки. Мой сын умер в 19.00, а буря началась в 21.00. Говорят, что была пыльная буря, но сослуживцы говорят, что бури не было», — рассказала мать погибшего Индира Туганбаева.
По словам женщины, во время службы на ее сына был оформлен кредит.
«Офицер сначала не признавался и только после получения удостоверяющих документов из банка признался. Он взял у сына два мобильных телефона и деньги. Офицер увлекался ставками. Мой сын умер 9 августа (2022 г.), 10 августа уволили офицера. В сетях выходила информация, что тело моего ребенка прижигали сигаретами (в 8-9 местах) и душили, но экспертное заключение этого не показало. Мы делали экспертизу через 1,5 года. Ожоги на теле от сигарет заметил мой родной брат, который омывал тело сына, но сказал мне об этом два месяца спустя. Я заметила синяки под левым глазом и следы на шее от удушья и сильно заплакала, затем муж сказал, чтобы я не смотрела. Когда омывали тело, брат и муж заметили следы от удушья, но мне тогда ничего не сказали. Я спросила у них, почему сразу не сказали об увиденном», — горюет мать по сыну.
По ее словам, вторая экспертиза проводилась органами внутренних дел, а близкие солдата привлекли независимого эксперта. Заключение экспертизы показало, что солдат погиб до 21.00, когда его доставили в больницу. Родителям погибшего предложили компенсацию и государственную награду.
«Нам хотели предоставить квартиру и 5 млн тенге наличными. Кроме того, сказали, что помогут дочке с поступлением на учебу, а двум дочерям откроют счета и пополнят на 1,5 млн тенге, но мы от всего этого отказались. Они знали, что у меня нет собственного жилья, знали, что я снимаю. От награды тоже отказались», —призналась Индира Туганбаева.
Уже почти два года прошло с того момента, как мать потеряла сына. Однако до сих пор нет ни суда, ни наказания для виновных. Семья погибшего Алмаса не теряет надежды на справедливость, но многое зависит от военных начальников: готовы ли они наконец признать правду или предпочтут продолжать спать спокойно, игнорируя горе семьи?
Еще одна трагедия. 7 ноября 2023 года в городе Капшагае в воинской части 32363 погиб еще один солдат — Арсен Ишанов. Его мать тоже пытается добиться справедливости.
Мать солдата Арсена Ишанова, погибшего в военной части в городе Конаеве, намерена доказать, что его смерть — результат действий армейских командиров.
Она уверена, что причиной самоубийства стало давление со стороны старших. Он стал просить деньги, несмотря на то, что все солдаты находятся на обеспечении государства. Сначала парень просил по 2-3 тысячи тенге, позже суммы выросли. В последний раз женщина разговаривала с сыном за неделю до его смерти. Солдат вдруг попросил у матери 100 тысяч тенге. Позже мать узнает, что деньги Арсен попросил не только у нее.
Уголовное дело по статье «Доведение до самоубийства» было возбуждено, но следствие застопорилось из-за отсутствия доказательств. Дело закрыли.
19-летний солдат из Атырау Досымжан Салимжан стал жертвой дедовщины в Сарыозекском гарнизоне области Жетысу. У семьи парня есть видеосвидетельства того, что их сын подвергался избиениям. В смерти своего сына они обвиняют лейтенанта Ш. Жанботу 1993 года рождения, передает Qaz365.kz.
1 мая рядового избили, но врача ему никто не вызывал и помощи не оказал. Позже состояние парня ухудшилось. Досымжан утром 3 мая связался с матерью и сообщил, что у него жар. А еще через время он попал в реанимацию. Врач, осматривавший солдата, рассказал, что два его легких отказали.
«Я сразу почувствовала, что ситуация возникла из-за беспредела внутри. С мужем поехала в Алматы… Когда мы приехали, нас никто не впускал. Мы с отцом плакали, когда услышали, как мой сын со своей страстью к армии, на своих ногах, улыбаясь и здоровым добровольно вступил в армию, а услышали, что потеряли нашего сына. Сержанты начали клеветать на сына, который был годен к армии, как будто у него болит живот, у него язва желудка. Военные руководители забрали телефон моего сына и оставили себе. Я попросила президента Токаева, премьер-министра Бектенова, руководителя Агентства РК по борьбе с коррупцией Жумагали, военную прокуратуру принять меры, обратить внимание на беспредел в армии», — написала в соцсети мама погибшего парня.
Подозреваемого в избиении лейтенанта арестовали. Пресс-служба Главной военной прокуратуры сообщила, что в отношении Ш. Жанботы возбуждено уголовное дело, ведется расследование.
Весной 2022 года 18-летний Алибек Калбай отправился служить в войсковую часть 30212 Сухопутных войск Министерства обороны РК. Молодой человек погиб через несколько дней после призыва. После гибели парня было заведено уголовное дело, на скамье подсудимых оказался сослуживец Алибека. По материалам дела между солдатами произошел конфликт. В эту версию родственники погибшего категорически не верят.
«В 2022 году по месту прохождения службы между подсудимым — военнослужащим А. и его сослуживцем — рядовым К. произошел конфликт, в ходе чего А. нанес несколько ударов кулаком по животу и груди потерпевшего, причинив тем самым серьезные телесные повреждения. В результате преступных действий подсудимого А. потерпевший потерял сознание и был доставлен в военный госпиталь гарнизона, где скончался, не приходя в сознание», — сообщили детали дела в Военном суде республики.
Приговором Военного суда Алматинского гарнизона подсудимого признали виновным.
«Осужден к наказанию в виде лишения свободы сроком на 9 лет с взысканием морального вреда в пользу потерпевшей стороны в размере 6 миллионов тенге», — вынес вердикт Военный суд.
Родственники умершего солдата требовали наказать командиров части, где служил Алибек Калбай. Близкие парня уверены, что была допущена халатность, в результате чего «срочник» скончался.
«Мы недовольны этим расследованием в целом, потому что виновные — не только один Айбулат, по нашему мнению. На должностных лиц — офицеров, сержантов два месяца назад было возбуждено уголовное дело. Но на какой стадии на данный момент расследование? Следователь отказывается давать какие-то пояснения», — рассказывала ранее телеканалу КТК Рысгуль Тулегенова, родственница погибшего.
Это далеко не весь черный список солдат, которые по разных причинам погибли или пострадали во время службы в казахстанской армии. Каждая такая история потрясает до глубины души.
Солдат, который идет отдавать долг Родине, не должен возвращаться домой в цинковом гробу. Военные начальники, передающие бездыханное тело родным, обязаны нести ответственность за жизнь каждого молодого бойца. Пока военные ведомства продолжают укрывать преступления и не предпринимает шаги к прозрачности, доверия к армии не будет. Родители не смогут с чистым сердцем отпускать своих сыновей на службу, зная, что их жизни могут быть поставлены под угрозу не врагом, а собственной системой. Чтобы вернуть доверие и обеспечить безопасность, необходимо коренным образом реформировать армию. Только тогда военная служба перестанет быть источником страха и трагедий для казахстанских семей.