воскресенье, 5 января 2025 г.
icon
525.11
icon
546.74
icon
4.88
Алматы:
icon
-5oC
Астана:
icon
-7oC
×

Стройка века: как прокладывали самый длинный мост в Казахстане. Фоторепортаж

В Восточно-Казахстанской области открыт долгожданный мост через Бухтарминское водохранилище, строительство которого началось в 2019 году.

Фото: primeminister.kz
Фото: primeminister.kz

Восточно-Казахстанская область — магнит для туристов. Здесь можно увидеть необыкновенные по своей красоте природные места. Для удобного передвижения гостей и жителей в регионе налаживают инфраструктуру. Пока в области только два аэропорта — в Зайсане и Усть-Каменогорске, но в 2025 году две новые воздушные гавани начнут строить в Зайсане и Катон-Карагае — излюбленной для туристов локации. В октябре в ВКО открылся самый длинный в Казахстане мост через Бухтарминское водохранилище. Незадолго до его запуска на месте масштабной стройки побывала журналист ИА «NewTimes.kz» Владислава Гришина. 

Иртыш — самая длинная река-приток в мире, протекающая в Китае, Казахстане и России. В Казахстане Иртыш имеет свои притоки: Калжыр, Нарым, Ульба, Уба, Кызылсу, Уй, Ишим, Шаган, Усолка, Курчум и Бухтарма. Через Бухтарминское водохранилище и возводился новый мост длиной более тысячи метров.

Его ждали не потому, что он обещал стать самым длинным или в чем-то особенным. Мост был призван сделать путь через водоем безопасным и быстрым.

Раньше задача добраться с одного берега водоема на другой для жителей и туристов превращалась в квест. Для этого они часами ждали паром либо объезжали Бухтарминское водохранилище, изрядно потратив время. В основном все пользовались паромом — подстраивались под график его курсирования и спешили в нужное время к причалу, чтобы занять место. «Водное такси» по реке пользовалось большой популярностью и билеты разлетались «как горячие пирожки».

Мост через Бухтарму соединяет между собой шесть районов: Курчумский, Тарбагатайский, Зайсанский, Үлкен Нарын, Маркакольский и Катон-Карагайский. Его можно по праву назвать стройкой века – жители региона ждали этого события 50 лет.

«Не надо будет ни паром ждать, ни рисковать зимой и ехать по ледовой дороге. Я местный и вроде должен был уже привыкнуть, но когда подъезжаю ко льду, у меня появляется страх», - рассказал Юрий Чанов - начальник участка ТОО «ОблШығысЖол» - компании, курировавшей проект.

Возможно, похожие чувства испытывали и другие путники, пока пересекали Бухтарму по заснеженному льду на транспорте.

В эпицентре большой стройки

К строительству объекта приступили в 2021 году. Впервые «демоверсию» сооружения открыли 29 декабря 2023 года, когда прошла стыковка пролетов рабочего моста.

Это позволило строителям максимально близко подобраться к опорам и работать с нижней частью сооружения.

«Со стороны левого берега у нас уже установлены все пролеты, до седьмого пролета положили асфальт, со стороны правого – восемь пролетов с асфальтом. Есть перила, опоры освещения, мачты видеонаблюдения, а также  устанавливается колесоотбойный брус. Чтобы машина не съехала с моста, ставится «криволинейка». Для регулирования расстояния между мостами устанавливаются деформационные стыки, так как зимой металл сужается, а летом расширяется. На сегодняшний день их девять, два подготавливают.  Бетонирование моста включает пять этапов. Осталось три, и мы закончим. Через 18 дней первая машина уже проедет по мосту. График работы напряженный, стараемся, чтоб вовремя сдать мост. Жалоб нет, есть пожелание - скорее достроить», – рассказывал Юрий Чанов.

Ширина моста общего назначения составляет 12 метров, длина – 1316 метров. Работы велись на самом узком участке Бухтармы.

Мост двухполосный, каждая из полос не более пяти метров, так что машины разъедутся свободно.

Новые аэропорты для курортов

В ближайшие годы в ВКО появятся и другие объекты инфраструктуры. Среди них – новые аэропорты близ Катон-Карагая и Зайсана. С их запуском до этих локаций можно будет добраться прямыми авиарейсами из Астаны и Алматы.

Напомним, в сентябрьском послании президент Казахстана сказал о необходимости строить в курортных зонах аэровокзальные комплексы и аэропорты с подведением качественной дорожной инфраструктуры. Так, предстоит раскрыть потенциал курортных зон Кендирли, Катон-Карагая и Зайсана.

Сегодня в Восточно-Казахстанской области действует два аэропорта – в Зайсане и Усть-Каменогорске.

В Катон-Карагайском районе аэропорт уже есть, но он не обслуживает самолеты, да и строился для советских самолетов АН-2. Бывший аэровокзальный комплекс построили в 1982 году и сейчас объект используется как вертолетная площадка и заправочная станция.

Одноэтажное кирпичное здание с устаревшим фасадом действительно не назовешь аэропортом, даже внешне оно не соответствует стандартам. А так как здесь нет взлетно-посадочной полосы, весь комплекс нужно реконструировать.

Новый аэропорт построят между селами Катон-Карагай и Улкен Нарын, недалеко от с. Солдатово.

Фото: министерство транспорта РК

Территория села будет включена в состав Катон-Карагайского района. По информации Минтранспорта РК, расстояние от места строительства до с. Катон-Карагай – 38 км. 

Фото: министерство транспорта РК

Действующий в Зайсане аэропорт сдали в эксплуатацию в 1979 году.

Новая воздушная гавань расположится на территории бывшего военного аэродрома имени Сатпаева. Расстояние от места строительства до города Зайсан – 25 км.

«Оба аэропорта будут рассчитаны на прием самолетов вместимостью до 75 пассажиров. Длина взлетно-посадочной полосы составит около двух километров. Проектно-сметную документацию подготовит республиканское предприятие «КазАэроНавигация», которое также будет заниматься реализацией проекта. Планируется, что ПСД будет передана на экспертизу примерно в феврале следующего года. Нами поставлена цель завершить строительство и ввести оба аэропорта в эксплуатацию к концу 2025 года», — рассказал руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Нуржан Жумадилов.

В 2024-м в ВКО объявили Год дорог, с которым регион ждет обновление магистралей и улучшение дорожной инфраструктуры. В рамках данной работы проложен 121 км дорог. Качественное преображение ждет транзитные маршруты, зоны развития туризма и подъездные пути к населенным пунктам.

Эти меры должны благоприятно сказаться на развитии туризма в Восточно-Казахстанской области, которую ежегодно посещают сотни тысяч человек. По данным акимата области, количество туристов, посетивших регион до конца сентября 2024 года, выросло до 370 тысяч человек. Здесь планируют сделать туризм круглогодичным, чтобы приезжающие могли насладиться красотой и летних, и зимних пейзажей восточного Казахстана.

Фото: ИА «NewTimes.kz»

Что думаете об этом?
Нравится 58
Мне все равно 4
Забавно 9
Сочувствую 2
Возмутительно 5